Прокурор разъясняет

  • 19 апреля 2021, 20:37
Основания оставления обращений без ответа и как этого избежать?
  Текст

 

Одним из основных правозащитных органов в системе органов государственной власти являются органы прокуратуры. Нередко граждане идут в органы прокуратуры, как в последнюю инстанцию.

Какие обращения подлежат разрешению в органах прокуратуры? В какие сроки они рассматриваются и разрешаются? Почему иногда прокуратура не принимает жалобу к своему производству – оставляет без разрешения и ответа?

Об этом сегодня интервью со старшим помощником прокурора республики по рассмотрению обращений и приёму граждан младшим советником юстиции Марией Колодезниковой

 

Мария Борисовна, сегодняшняя тема Вашего выступления, пожалуй, актуальна для каждого. По каким вопросам граждане обращаются в органы прокуратуры чаще всего?

В 2020 году в органы прокуратуры республики поступило более 25,5 тысяч обращений или на 10% больше, из которых почти половина рассмотрена самими прокурорами, треть обращений направлена по подведомственности в уполномоченные органы и организации. Как правило, наибольшее количество обращений поступает по жилищным, трудовым, земельным и пенсионным вопросам, а также по вопросам ЖКХ, на нарушения при принудительном исполнении решений судов, при проведении следствия и дознания по уголовным делам, при рассмотрении сообщений о преступлениях.

 

Какими сроками руководствуются прокуроры при рассмотрении поступающих обращений?

В первую очередь прокурор в 7-дневный срок предварительно изучает обращение и принимает решение об его оставлении для разрешения в данной прокуратуре, либо перенаправлении в другое ведомство или иной органы прокуратуры по компетенции, либо его возврате заявителю для восполнения недостающих данных. В указанный срок также может быть принято решение об оставлении обращения без разрешения (ответа).

Общий срок рассмотрения обращения гражданина составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

В случае если гражданин или организация обратились за получением разъяснений правового характера, и при этом не требуется проведение проверки, то ответ дается в 15-дневный срок.

 

Что значит оставить обращение без разрешения (ответа) и в каких случаях это возможно?

Оставление обращения без разрешения означает, что по нему проверочные мероприятия не проводятся, доводы не рассматриваются, а без ответа – это когда не направляется ответ заявителю.

При рассмотрении обращений могут возникнуть исключительные обстоятельства, препятствующие их разрешению по существу. К ним относятся:

1. Поступление обращения, содержание которого свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры (п. 2.10 Инструкции). Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.

4. Текст письменного обращения не поддается прочтению (п. 2.11 Инструкции), то ответ по существу не дается, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.

5. Содержание в обращении нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. В этом случае оно может быть оставлено без ответа по существу. Заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение с жалобой (п. 2.12 Инструкции). Но, при наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проверки в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

6. Поступление обращения, лишенного по содержанию логики и смысла, при наличии решения суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства (п. 2.13 Инструкции).

7. Отсутствие в обращении сведений о лице, направившем его (фамилии или почтового адреса), по которому должен быть направлен ответ (п. 2.8 Инструкции). Если такое обращение содержит сведения о нарушении закона, требующем принятия мер прокурорского реагирования, оно подлежит проверке, однако ответ на него не дается.

8. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (п. 2.15 Инструкции).

9. Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения (п. 2.14 настоящей Инструкции) с уведомлением об этом заявителя.

 

Получается, что анонимные обращения все же принимаются прокурорами к сведению? А какие требования предъявляются к оформлению обращений, чтобы заявитель не остался без ответа?

Да, анонимные обращения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

А чтобы на обращение получить ответ заявителям необходимо в своем письменном обращении в обязательном порядке указывать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В связи с широким развитием информационных технологий органы прокуратуры принимают обращения также в форме электронных документов. В таком случае обращение обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации Обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Необходимо также отметить, что содержание самого обращения следует излагать с приведением подробных сведений о лице, допустившем нарушение, месте и времени обстоятельствах совершения обжалуемых действий и т.д.

 

Допустим, гражданин направил письменное обращение, но забыл указать фамилию или адрес, как ему исправить эту ошибку, где может узнать информацию?

Гражданам нужно знать, что в органах прокуратуры республики обращение со дня подачи в течение 3 дней проходит регистрацию, а в последующем в течение 30 дней должно быть разрешено с направлением ответа. Если по истечении 30 – 40 дней (с учетом сроков для доставки ответа простой почтовой связью) гражданин не получает ответ на свое в обращение он может получить сведения о причинах отсутствия ответа, результатах рассмотрения обращения в том органе прокуратуры, куда подавалось заявление. Это можно сделать по телефону (все контактные данные прокуратур указаны на едином портале прокуратуры Республики Саха (Якутия)), либо лично посетив соответствующую прокуратуру.

На уровне аппарата прокуратуры республики соответствующую информацию могу дать я по номеру телефона 36-26-06, либо сотрудники канцелярии по номеру телефона 36-29-98.

 

Напоследок, расскажите, пожалуйста, в сегодняшних непростых условиях, когда действуют ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, как гражданам подать обращение в органы прокуратуры?

В условиях ограничений, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции, граждане и представители юридических лиц могут обратиться в органы прокуратуры Республики Саха (Якутия) различными способами, в том числе направить обращение почтой, факсимильной связью, с использованием Интернет-приемной единого портала прокуратуры республики.

Данные о почтовых адресах, справочных телефонах, адресах электронной почты органов прокуратуры республики в городах и районах размещены на едином портале прокуратуры Республики Саха (Якутия) в разделе «Структура прокуратуры».

С 2019 года появилась возможность подать обращение через портал Государственных услуг Российской Федерации, соответствующая закладка появилась в личном кабинете пользователей «Госуслуг».

Кроме того, в каждой прокуратуре установлены ящики для приема обращений, которые размещены в доступных для заявителей местах.