Прокурор разъясняет

  • 12 апреля 2021, 12:36
О порядке отбывания наказания в виде обязательных работ
  Текст

Впервые уголовное наказание в виде обязательных работ закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации   1996 г.

Обязательные работы относятся к основным видам наказаний и преимущественно назначаются за преступления небольшой тяжести, то есть максимальное наказание за которые не превышает 3-х лет лишения свободы.

В соответствии со статьёй 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Как правило, такие работы не требуют специальных познаний, квалификации, и заключаются в уборке и благоустройстве улиц и иных городских территорий, выполнении подсобных работ.

Трудовая деятельность осуществляется осужденными принудительно, без какого-либо вознаграждения и только в свободное от основной работы или учебы время.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

В рабочие дни продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов, а с согласия осужденного – четырех часов в день.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Для несовершеннолетних срок наказания составляет от 40 до 160 часов, заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняется им в свободное от учебы или основной работы время.

Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются более строгим видом наказания – принудительными работами, либо лишением свободы.

При этом время в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока наказания из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В силу специфики обязательных работ они не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В соответствии с требованиями статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют по месту жительства осужденных уголовно-исполнительные инспекции, которые ведут учет осужденных, отработанного ими времени, контролируют их поведение.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.

К основным полномочиям уголовно-исполнительной инспекции в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ относятся:

- ведение учета осужденных;

- разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;

- согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;

- контролирование поведение осужденных;

- ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Основными обязанностями осужденных к обязательным работам относятся:

- соблюдение правил внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы;

- добросовестное отношение к труду;

- работа на определяемых для них объектах и отработка установленного судом срока обязательных работ;

- постановка в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также явка по её вызову.

Если осужденному предоставлен отпуск по основному месту работы, это не приостанавливает дальнейшего исполнения наказания.

Однако, в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы, осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. А в случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

На осужденных не заводится трудовая книжка. Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, вид наказания может быть заменен более строгим видом.

За период 2020 г. по учетам уголовно-исполнительной инспекции прошло 1117 (1288) осужденных к обязательным работам, из которых 66 (94) в связи нарушением порядка и условий отбывания наказания произведена замена на лишение свободы, 21 (19) осужденным совершены повторные преступления.

В ходе осуществления надзора за законностью исполнения наказания в виде обязательных работ прокурорами в прошедшем году выявлено 78 (82) нарушений закона, по фактам которых внесены представления, нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной (4 лица) ответственности.

В частности, прокурорами выявлялись факты утверждения администрациями муниципальных образований перечней объектов и видов обязательных работ, не отвечающих критериям общественной полезности.

Установлены факты несогласования с уголовно-исполнительной инспекцией определяемых объектов и видов работ, необоснованного определения времени отбывания наказания, объектов и видов работ администрациями сельских поселений, включения объектов прекративших свою деятельность.

Пресечены нарушения в деятельности администраций организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, выразившиеся в неознакомлений осужденных с правилами внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание, ненадлежащем учете отработанного осужденными времени.

В деятельности уголовно-исполнительной инспекции установлены нарушения закона при осуществлении контроля за отбыванием наказаний, учете отработанного времени.

 

Старший помощник прокурора области

по надзору за соблюдением законов при

исполнении уголовных наказаний                                        П.С. Велим