300-летие Российской прокуратуры - Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики
300-летие Российской прокуратуры
- 26 августа 2021, 11:14
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Возможность реализации своих идей по коренному преобразованию Государства Российского Петр получил после окончания «периода троецарства», когда был впервые создан единственный прецедент: одновременное юридическое правление родных братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых и их опекунши Софьи Алексеевны Романовны.
В 1798 году территория России была упорядочена и поделена на 8 губерний. В 1711 – учрежден Сенат. Такая система «кормления» подданных, состоящих на государственной службе, была заменена новой для России системой жалования. Эти изменения традиционного отечественного уклада послужили условиями возникновения прокурорского надзора и прокуратуры.
Но наряду с условиями возникновения прокуратуры в Государстве Российском существовали и его предпосылки. Вот некоторые из них: надзор за должностными лицами; надзор старост; отдача под суд воевод; наблюдение на торговыми людьми; наблюдение земскими бургомистрами за исправностью таможенных и питейных сборов; установление запретов; надзор за государственными расходами; предписание вице-губернатору иметь надзор; строжайшее взыскание за неточное исполнением предписаний; взыскание с губернаторов за неисполнение по указам Сената; наказание вредителей государственного интереса; рассмотрение дел по Уложению; предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов; надзирание высшими должностными лицами (президентами и вице-президентами) коллегий.
Эти предпосылки являлись ничем иным, как первоочередными интересами государства в обеспечении законности и исправном функционировании государственного аппарата, повлекли за собой возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи.
Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением законности. Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами тайно подсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего».
За образец Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 году в России вводится должность генерала-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены Указом от 17 марта 1714 года «О деятельности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенция обер-фискалов, провинциал-фискалов и других чинов. Модель такой должности была заимствована в Швеции. К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому была непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это привело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
Вскоре Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим», и убедился в неэффективности службы фискалов. Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 года «Об обязанностях сенатских чинов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору». Указом от 18 января 1722 года были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 года) с последующей передачей их функций прокуратуре.
Таким образом, Указом от 12 января 1722 года учреждается прокуратура Российской империи. За образец принимается прокуратура Франции. В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 года Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал-прокурора. «Сей чин яко око наше и стряпчий в целях государственных». Эти слова великого реформатора как нельзя лучше характеризуют предназначении прокуратуры. Прокуроры должны выполнять функцию «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невинности». Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII века. Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
Причинами создания органов прокуратуры, по мнению историков, исследовавших деятельность Петра I, были: потребность проведения государственных реформ, направленных на совершенствование государственного управления; борьба с государственным бюрократическим аппаратом; усиление контроля деятельности судов, всего государственного аппарата; борьба с раздорами во всем государстве; укрепление целостности и единства созданной империи.
Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных перед царем. Основная функция прокурора на начальном этапе становления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом и имел право предлагать Сенату принимать решения, не урегулированные правом, то есть наделялся определенными полномочиями в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.
Прокуроры осуществляли надзор за законностью в деятельности других государственных органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, могли вносить предложению по устранению иных нарушений закона.
Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основе принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов.
После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должности генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров.
Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне. Указом 1730 года восстанавливается деятельность органов прокуратуры. Причина этого решения была разъяснена в самом Указе: «В государственных делах слабое чинится управление, и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получать не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают».
Сыграло роль и стремление Анны Иоанновны при вступлении на престол показать себя преемницей Петра I. Прокурорская власть заметно усилилась. В 1733 году был принят законодательный акт «Должности губернского прокурора». Губернские прокуроры получили право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора.
Однако период активизации прокурорского надзора был недолог. Всесильная тайная канцелярия не нуждалась в прокурорском надзоре.
Прокуратура была восстановлена Указом Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 года и наделена теми правами, которые имела в период правления Петра I. Прокуратуре были предоставлены полномочия по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.
Вместе с тем какого-либо развития прокурорская система в этот период не получила. Только реформа Сената при Екатерине II в 1764 году привела к существенным изменениям в правовом регулировании организации и деятельности прокуратуры.
С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за деятельностью местных (губернских) органов власти. Было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий – судебный надзор. Выполнение возложенной на губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В его компетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. О выявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать тому органу, который был правомочен установить правонарушение – «наместническому правлению» и генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цель уведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернского прокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использовать полномочия генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях, выходящих за пределы возможностей губернского прокурора.
В период царствования Павла I, который стремился изменить и переделать все созданное Екатериной II, прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры в центре и на местах. Несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом. Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1755 года. Задачи и полномочия местных прокуроров получили закрепление в законе «Учреждения в губерниях».
В связи с образованием в 1802 года Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах.
Первым министром юстиции России и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г.Р. Державин. На этом посту он пробыл немногим более года, однако именно им положено начало разработке и правовому закреплению принципов прокурорского надзора и организации собственной деятельности прокуратуры.
22 сентября 1802 года Державиным был издан Высочайше одобренный циркулярный орден. В нем генерал-прокурор предписывал прокурорам, чтобы о каждом определении присутственного места, «несогласном с законами» или относящимся «ко вреду службы, а паче к ущербу интереса императорского величества или к отягощению народному», они, не останавливая исполнение, «с прилежностью» сообщали губернскому правлению и одновременно доносили своему начальнику. В случаях, если какое-либо решение присутственного места, не основанное на законе, было принято на основании предложения вышестоящего министерства, губернский прокурор обязан был немедленно сообщить об этом генерал-прокурору. Обо всех выявленных нарушениях законов, по которым состоялось исполнение и «невозможно отвратить беспорядок, вред или убыток», прокурор обязывался сообщать генерал-прокурору систематически. При расследовании дел прокурору вменялось в обязанность наблюдать, с одной стороны, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода». А с другой - следить, нет ли «упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний» и чтобы следствие «приведено было в надлежащую ясность» и окончено в «совершенным беспристрастием».
Таким образом, прокурорская система, сформировавшаяся при Екатерине, практически в неизменном виде функционировала до середины XIX века.
Новый этап развития прокурорской системы наступил во второй половине XIX века. Он связан с реформами судоустройства и уголовного судопроизводства.
29 сентября 1862 года император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, направленные на реорганизацию прокурорских органов. Основные положения предусматривали учреждение при каждом суде прокуроров и, при необходимости, их товарищей (помощников), утверждение прокуроров окружных судов и их товарищей министром юстиции по представлению прокурора судебной палаты, а обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и их товарищи назначались высочайшей властью по представлению министра юстиции.
Прокуратуре предписано было следить за единообразным и точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения суду в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве.
Судебная реформа 1864 года закрепила основополагающие принципы деятельности прокуратуры и одновременно ограничила ее только вопросами судебного ведомства, а именно: уголовными, гражданскими делами и судебным управлением. В последующем на прокуратуру были возложены и различные административные функции, что все больше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления. Прокуроры приобрели права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в предварительном следствии, суде, где выступали в качестве государственных обвинителей. Целый ряд полномочий приобрел прокурор и в гражданском судопроизводстве. Однако его деятельность в это время отступила на второй план.
В 1866 году было принято новое Положение о губернском надзоре, имевшее силу закона. Губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность обвинения в судах по уголовным делам.
Несмотря на то, что в течение длительного времени существовали две прокурорские системы – прокуратуры судов и губернские прокуратуры, принципы их организации и деятельности были едины: единство и централизация органов прокуратуры, независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений. Эти принципы были использованы и при создании прокуратуры в Советской России после Октябрьской революции 1917 года.
Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики
26 августа 2021, 11:14
Об учреждении Российской прокуратуры
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Возможность реализации своих идей по коренному преобразованию Государства Российского Петр получил после окончания «периода троецарства», когда был впервые создан единственный прецедент: одновременное юридическое правление родных братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых и их опекунши Софьи Алексеевны Романовны.
В 1798 году территория России была упорядочена и поделена на 8 губерний. В 1711 – учрежден Сенат. Такая система «кормления» подданных, состоящих на государственной службе, была заменена новой для России системой жалования. Эти изменения традиционного отечественного уклада послужили условиями возникновения прокурорского надзора и прокуратуры.
Но наряду с условиями возникновения прокуратуры в Государстве Российском существовали и его предпосылки. Вот некоторые из них: надзор за должностными лицами; надзор старост; отдача под суд воевод; наблюдение на торговыми людьми; наблюдение земскими бургомистрами за исправностью таможенных и питейных сборов; установление запретов; надзор за государственными расходами; предписание вице-губернатору иметь надзор; строжайшее взыскание за неточное исполнением предписаний; взыскание с губернаторов за неисполнение по указам Сената; наказание вредителей государственного интереса; рассмотрение дел по Уложению; предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов; надзирание высшими должностными лицами (президентами и вице-президентами) коллегий.
Эти предпосылки являлись ничем иным, как первоочередными интересами государства в обеспечении законности и исправном функционировании государственного аппарата, повлекли за собой возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи.
Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением законности. Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами тайно подсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего».
За образец Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 году в России вводится должность генерала-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены Указом от 17 марта 1714 года «О деятельности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенция обер-фискалов, провинциал-фискалов и других чинов. Модель такой должности была заимствована в Швеции. К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому была непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это привело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
Вскоре Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим», и убедился в неэффективности службы фискалов. Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 года «Об обязанностях сенатских чинов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору». Указом от 18 января 1722 года были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 года) с последующей передачей их функций прокуратуре.
Таким образом, Указом от 12 января 1722 года учреждается прокуратура Российской империи. За образец принимается прокуратура Франции. В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 года Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал-прокурора. «Сей чин яко око наше и стряпчий в целях государственных». Эти слова великого реформатора как нельзя лучше характеризуют предназначении прокуратуры. Прокуроры должны выполнять функцию «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невинности». Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII века. Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
Причинами создания органов прокуратуры, по мнению историков, исследовавших деятельность Петра I, были: потребность проведения государственных реформ, направленных на совершенствование государственного управления; борьба с государственным бюрократическим аппаратом; усиление контроля деятельности судов, всего государственного аппарата; борьба с раздорами во всем государстве; укрепление целостности и единства созданной империи.
Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных перед царем. Основная функция прокурора на начальном этапе становления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом и имел право предлагать Сенату принимать решения, не урегулированные правом, то есть наделялся определенными полномочиями в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.
Прокуроры осуществляли надзор за законностью в деятельности других государственных органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, могли вносить предложению по устранению иных нарушений закона.
Прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основе принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности государственных органов, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов.
После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должности генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров.
Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне. Указом 1730 года восстанавливается деятельность органов прокуратуры. Причина этого решения была разъяснена в самом Указе: «В государственных делах слабое чинится управление, и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получать не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают».
Сыграло роль и стремление Анны Иоанновны при вступлении на престол показать себя преемницей Петра I. Прокурорская власть заметно усилилась. В 1733 году был принят законодательный акт «Должности губернского прокурора». Губернские прокуроры получили право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора.
Однако период активизации прокурорского надзора был недолог. Всесильная тайная канцелярия не нуждалась в прокурорском надзоре.
Прокуратура была восстановлена Указом Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 года и наделена теми правами, которые имела в период правления Петра I. Прокуратуре были предоставлены полномочия по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.
Вместе с тем какого-либо развития прокурорская система в этот период не получила. Только реформа Сената при Екатерине II в 1764 году привела к существенным изменениям в правовом регулировании организации и деятельности прокуратуры.
С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за деятельностью местных (губернских) органов власти. Было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий – судебный надзор. Выполнение возложенной на губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В его компетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. О выявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать тому органу, который был правомочен установить правонарушение – «наместническому правлению» и генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цель уведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернского прокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использовать полномочия генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях, выходящих за пределы возможностей губернского прокурора.
В период царствования Павла I, который стремился изменить и переделать все созданное Екатериной II, прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры в центре и на местах. Несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом. Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1755 года. Задачи и полномочия местных прокуроров получили закрепление в законе «Учреждения в губерниях».
В связи с образованием в 1802 года Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах.
Первым министром юстиции России и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г.Р. Державин. На этом посту он пробыл немногим более года, однако именно им положено начало разработке и правовому закреплению принципов прокурорского надзора и организации собственной деятельности прокуратуры.
22 сентября 1802 года Державиным был издан Высочайше одобренный циркулярный орден. В нем генерал-прокурор предписывал прокурорам, чтобы о каждом определении присутственного места, «несогласном с законами» или относящимся «ко вреду службы, а паче к ущербу интереса императорского величества или к отягощению народному», они, не останавливая исполнение, «с прилежностью» сообщали губернскому правлению и одновременно доносили своему начальнику. В случаях, если какое-либо решение присутственного места, не основанное на законе, было принято на основании предложения вышестоящего министерства, губернский прокурор обязан был немедленно сообщить об этом генерал-прокурору. Обо всех выявленных нарушениях законов, по которым состоялось исполнение и «невозможно отвратить беспорядок, вред или убыток», прокурор обязывался сообщать генерал-прокурору систематически. При расследовании дел прокурору вменялось в обязанность наблюдать, с одной стороны, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода». А с другой - следить, нет ли «упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний» и чтобы следствие «приведено было в надлежащую ясность» и окончено в «совершенным беспристрастием».
Таким образом, прокурорская система, сформировавшаяся при Екатерине, практически в неизменном виде функционировала до середины XIX века.
Новый этап развития прокурорской системы наступил во второй половине XIX века. Он связан с реформами судоустройства и уголовного судопроизводства.
29 сентября 1862 года император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, направленные на реорганизацию прокурорских органов. Основные положения предусматривали учреждение при каждом суде прокуроров и, при необходимости, их товарищей (помощников), утверждение прокуроров окружных судов и их товарищей министром юстиции по представлению прокурора судебной палаты, а обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и их товарищи назначались высочайшей властью по представлению министра юстиции.
Прокуратуре предписано было следить за единообразным и точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения суду в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве.
Судебная реформа 1864 года закрепила основополагающие принципы деятельности прокуратуры и одновременно ограничила ее только вопросами судебного ведомства, а именно: уголовными, гражданскими делами и судебным управлением. В последующем на прокуратуру были возложены и различные административные функции, что все больше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления. Прокуроры приобрели права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в предварительном следствии, суде, где выступали в качестве государственных обвинителей. Целый ряд полномочий приобрел прокурор и в гражданском судопроизводстве. Однако его деятельность в это время отступила на второй план.
В 1866 году было принято новое Положение о губернском надзоре, имевшее силу закона. Губернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность обвинения в судах по уголовным делам.
Несмотря на то, что в течение длительного времени существовали две прокурорские системы – прокуратуры судов и губернские прокуратуры, принципы их организации и деятельности были едины: единство и централизация органов прокуратуры, независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений. Эти принципы были использованы и при создании прокуратуры в Советской России после Октябрьской революции 1917 года.
Все права защищены