Уголовное право, исполнение наказания

  • 30 июля 2020, 14:43
Основания возникновения права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве
  Текст

Конституция Российской Федерации содержит положение, согласно которому каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья  53).  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) на основе этих законоположений закрепил самостоятельный институт реабилитации в главе  18, предусмотрев основные понятия этого института; круг субъектов, подлежащих реабилитации, и основания возникновения у них права на реабилитацию; порядок реализации права на реабилитацию; виды вреда, подлежащего возмещению.

Введение института реабилитации в уголовный процесс отвечает назначению уголовного судопроизводства, выражающемуся не только в защите прав и интересов лиц и организаций от преступлений, но также и в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст.6 УПК). Поэтому отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто незаконно и необоснованно подвергся уголовному преследованию, в полной мере отвечают назначению уголовного судопроизводства.

Реабилитация в уголовном процессе означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 34 ст. 5 УПК). Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

       Субъектом права на реабилитацию и возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ является:

- подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор или  уголовное преследование прекращено судом в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

- обвиняемый (подозреваемый), в отношении которого уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям (п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24, п. 1, 4—6 ч. 1 ст. 27 УПК);

- осужденный, в отношении которого полностью или частично вышестоящим судом отменен вступивший в законную силу обвинительный приговор  и уголовное дело прекращено (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 УПК);

- лицо, в отношении которого отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении к нему принудительной меры медицинского характера.

Согласно ч. 2.1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию по уголовным делам частного обвинения возникает в случае, если уголовное дело было возбуждено в соответствии с ч. 4 ст. 20 или ст. 318 УПК РФ, в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и оправдания осужденного либо прекращения уголовного дела или уголовного преследования — по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 5 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Право на возмещение вреда в порядке, установленном гл. 18 УПК РФ, имеет также любое лицо, незаконно или необоснованно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по делу. Вред лицу, незаконно подвергнутому мерам процессуального принуждения, возмещается и при обвинительном приговоре или прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. К примеру, лицо может взыскать вред, причиненный незаконным наложением ареста на имущество. Однако обязательным условием возмещения вреда в таких случаях выступает установление незаконности применения меры процессуального принуждения (отсутствие полномочий у должностного лица или оснований применения этой меры принуждения, несоблюдение процессуального порядка и др.).

Субъектом права на реабилитацию не может быть признано лицо, в отношении которого применение мер процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор были отменены или изменены по так называемым нереабилитирующим основаниям: ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.

В иных случаях вопросы, связанные с возмещением вреда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, основаниями возникновения права на реабилитацию являются: причинение лицу вреда в результате незаконного или не обоснованного уголовного преследования либо незаконного осуждения или незаконного применения судом принудительной меры медицинского характера, а также незаконного применения мер процессуального принуждения.

Важный элемент механизма реабилитации лица, пострадавшего в результате уголовного преследования,- официальное признание его права на реабилитацию, которое   осуществляется при наличии указанных оснований судом в оправдательном приговоре или при прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям — в определении, постановлении суда, а также в постановлении следователя, дознавателя.

Помимо признания права на реабилитацию названные должностные лица обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения вреда, причиненного уголовным преследованием. Эта обязанность осуществляется путем направления реабилитированному (а в случае его смерти — наследникам, близким родственникам, родственникам и иждивенцам реабилитированного) вместе с приговором, определением, постановлением о прекращении дела специального извещения в письменной форме. При отсутствии сведений о месте жительства указанных лиц извещение направляется им органом, принявшим решение о реабилитации гражданина, в срок не позднее пяти суток со дня их обращения в органы дознания, предварительного следствия или в суд.

 

Старший прокурор 1 отдела управления
по надзору за уголовно-процессуальной
и
оперативно-розыскной деятельностью              И.Н.Каменская