Прокурор разъясняет - Прокуратура Тверской области
Прокурор разъясняет
- 29 декабря 2020, 12:53
Полнота и законность региональной и муниципальной нормативных баз являются обязательными условиями обеспечения верховенства закона и единства правового пространства.
Законодательство Российской Федерации динамично развивается, и задача органов государственной власти области и местного самоуправления - оперативно приводить в соответствие с ними свою правовую базу, своевременно реагировать на все изменения федеральных нормативных правовых актов.
Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти области и местного самоуправления, которое призвано оказывать положительное влияние на выполнение общих задач в сфере нормотворчества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Эти положение конкретизировано в статье 9 данного Федерального закона, согласно которой прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Приказами Генерального прокурора Российской Федерации «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» и «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» в качестве одного из основных направлений правотворческой деятельности прокурора определено инициирование принятия региональных и муниципальных нормативных правовых актов, в том числе их инициативная разработка самими прокурорами.
При осуществлении полномочий на этом направлении правотворческой деятельности прокуроры могут ориентировать органы власти на необходимость принятия, отмены, внесения изменений в нормативные акты путем использования разнообразных форм инициирования.
К таким формам относятся: подготовка проектов НПА в порядке реализации права нормотворческой инициативы; направление представлений, предложений, информаций о принятии, изменении, отмене НПА, оказание муниципальным органам помощи путем разработки проектов модельных правовых актов, внесение предложений в планы нормотворческой работы соответствующих органов.
Основания для их использования различны. Это могут быть результаты проверок исполнения федерального законодательства, в том числе по обращениям граждан и юридических лиц, но в первую очередь это результаты мониторинга изменений действующего законодательства.
Уставом Тверской области прокурор области наделен правом законодательной инициативы. Уставами муниципальных образований области районные прокуроры наделены правом нормотворческой инициативы.
В текущем году по результатам рассмотрения Законодательным Собранием Тверской области внесенных прокурором области законодательных инициатив принят закон области «О правовом просвещении граждан на территории Тверской области», в целях приведения в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве внесены изменения в Регламент Законодательного Собрания Тверской области и закон области «Об административных правонарушениях», признаны утратившим силу законы области «О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации по кандидатуре для назначения на должность прокурора Тверской области» и «Об ограничении на территории Тверской области розничной продажи электронных систем доставки никотина и жидкостей для них, а также иной никотиносодержащей продукции». На рассмотрении находится законопроект «О внесении изменения в закон Тверской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области», разработанный в целях обеспечения стабильности условий деятельности инвесторов и защиты их прав при изменении законодательства Тверской области.
С использованием права нормотворческой инициативы межрайонными, районными прокурорами на рассмотрение органов местного самоуправления вносились проекты НПА в сфере противодействия коррупции, местного самоуправления, благоустройства и иные.
В целях оказания помощи органам местного самоуправления в принятии нормативных правовых актов прокурорами разрабатываются проекты модельных правовых актов.
В отличие от проекта, разработанного в порядке нормотворческой инициативы, модельный (типовой) проект НПА представляет собой общий, шаблонный текст нормативного правового акта, одинаковый для разных муниципальных образований. Модельный проект является по сути «образцом» НПА, регулирующего определенные правоотношения, и направляется органам местного самоуправления с предложением использовать его при самостоятельной разработке соответствующего НПА.
В текущем году подготовлены проекты модельных правовых актов «О порядке принятия решения о применении к депутату, главе муниципального образования мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц»; «О порядке направления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов»; «О порядке реализации нормотворческой инициативы граждан» и ряд иных проектов в сферах противодействия коррупции, градостроительной деятельности, муниципального контроля и других.
По инициативе прокуроров в планы нормотворческой работы органов местного самоуправления включены предложения о разработке нормативных правовых актов в целях приведения муниципальных актов, в том числе уставов муниципальных образований, в соответствие с изменениями в законодательстве о местном самоуправлении и муниципальной службе и иные.
Направлены представления, информации, предложения о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере трудового, налогового, бюджетного, градостроительного и иного законодательства.
Старший помощник прокурора области
по взаимодействию с представительными
(законодательными) и исполнительными
органами области, органами местного
самоуправления И.В. Архарова
Прокуратура Тверской области
29 декабря 2020, 12:53
Формы инициирования прокурорами принятия нормативных правовых актов
Полнота и законность региональной и муниципальной нормативных баз являются обязательными условиями обеспечения верховенства закона и единства правового пространства.
Законодательство Российской Федерации динамично развивается, и задача органов государственной власти области и местного самоуправления - оперативно приводить в соответствие с ними свою правовую базу, своевременно реагировать на все изменения федеральных нормативных правовых актов.
Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти области и местного самоуправления, которое призвано оказывать положительное влияние на выполнение общих задач в сфере нормотворчества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Эти положение конкретизировано в статье 9 данного Федерального закона, согласно которой прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Приказами Генерального прокурора Российской Федерации «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» и «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» в качестве одного из основных направлений правотворческой деятельности прокурора определено инициирование принятия региональных и муниципальных нормативных правовых актов, в том числе их инициативная разработка самими прокурорами.
При осуществлении полномочий на этом направлении правотворческой деятельности прокуроры могут ориентировать органы власти на необходимость принятия, отмены, внесения изменений в нормативные акты путем использования разнообразных форм инициирования.
К таким формам относятся: подготовка проектов НПА в порядке реализации права нормотворческой инициативы; направление представлений, предложений, информаций о принятии, изменении, отмене НПА, оказание муниципальным органам помощи путем разработки проектов модельных правовых актов, внесение предложений в планы нормотворческой работы соответствующих органов.
Основания для их использования различны. Это могут быть результаты проверок исполнения федерального законодательства, в том числе по обращениям граждан и юридических лиц, но в первую очередь это результаты мониторинга изменений действующего законодательства.
Уставом Тверской области прокурор области наделен правом законодательной инициативы. Уставами муниципальных образований области районные прокуроры наделены правом нормотворческой инициативы.
В текущем году по результатам рассмотрения Законодательным Собранием Тверской области внесенных прокурором области законодательных инициатив принят закон области «О правовом просвещении граждан на территории Тверской области», в целях приведения в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве внесены изменения в Регламент Законодательного Собрания Тверской области и закон области «Об административных правонарушениях», признаны утратившим силу законы области «О порядке согласования представления Генерального прокурора Российской Федерации по кандидатуре для назначения на должность прокурора Тверской области» и «Об ограничении на территории Тверской области розничной продажи электронных систем доставки никотина и жидкостей для них, а также иной никотиносодержащей продукции». На рассмотрении находится законопроект «О внесении изменения в закон Тверской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области», разработанный в целях обеспечения стабильности условий деятельности инвесторов и защиты их прав при изменении законодательства Тверской области.
С использованием права нормотворческой инициативы межрайонными, районными прокурорами на рассмотрение органов местного самоуправления вносились проекты НПА в сфере противодействия коррупции, местного самоуправления, благоустройства и иные.
В целях оказания помощи органам местного самоуправления в принятии нормативных правовых актов прокурорами разрабатываются проекты модельных правовых актов.
В отличие от проекта, разработанного в порядке нормотворческой инициативы, модельный (типовой) проект НПА представляет собой общий, шаблонный текст нормативного правового акта, одинаковый для разных муниципальных образований. Модельный проект является по сути «образцом» НПА, регулирующего определенные правоотношения, и направляется органам местного самоуправления с предложением использовать его при самостоятельной разработке соответствующего НПА.
В текущем году подготовлены проекты модельных правовых актов «О порядке принятия решения о применении к депутату, главе муниципального образования мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О рассмотрении вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц»; «О порядке направления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов»; «О порядке реализации нормотворческой инициативы граждан» и ряд иных проектов в сферах противодействия коррупции, градостроительной деятельности, муниципального контроля и других.
По инициативе прокуроров в планы нормотворческой работы органов местного самоуправления включены предложения о разработке нормативных правовых актов в целях приведения муниципальных актов, в том числе уставов муниципальных образований, в соответствие с изменениями в законодательстве о местном самоуправлении и муниципальной службе и иные.
Направлены представления, информации, предложения о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства региональных и муниципальных нормативных правовых актов в сфере трудового, налогового, бюджетного, градостроительного и иного законодательства.
Старший помощник прокурора области
по взаимодействию с представительными
(законодательными) и исполнительными
органами области, органами местного
самоуправления И.В. Архарова
Все права защищены