Прокурор разъясняет

  • 6 марта 2020, 09:48
Согласно действующему уголовному закона, если кража совершена из одежды или сумки потерпевшего, то это является квалифицирующим признаком состава преступления и влечет более строгое наказание. Будет ли данный квалифицирующий признак в действиях виновного, если кража совершена им у спящего потерпевшего?
  Текст

Уголовная ответственность за совершение кражи, то есть тайного хищения чужого имущества, из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, предусмотрена п.«г» ч.2 ст.158 УК РФ.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ нахождение имущества при потерпевшем означает, что одежда, сумка или другая ручная кладь, из которых совершается хищение этого имущества, находятся на потерпевшем, в его руках или непосредственной близости от потерпевшего.

При этом особенности состояния потерпевшего (например, сон, опьянение, потеря сознания, психическое расстройство и т.п.) значения для квалификации преступления по пункту «г» ч.2 ст.158 УК РФ не имеют, так как использование субъектом преступления состояния потерпевшего не исключает его умысла на хищение из одежды, сумки или другой ручной клади и лишь указывает на тайный характер такого хищения (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 года №29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» с изменениями, внесенными  24 мая 2016 года).

Таким образом, в случае совершения кражи из одежды или сумки спящего потерпевшего либо лица, находившегося в состоянии опьянения, действия виновного будут квалифицироваться по п.«г» ч.2 ст.158 УК РФ.

Верховным Судом РФ также разъяснено, что названный квалифицирующий признак имеет место в случае совершения кражи из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся только при живом лице. Если лицо совершает хищение после наступления смерти потерпевшего, его действия в этой части не образуют  данного  признака состава преступления.

Уголовное право