Прокурор разъясняет - Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
- 23 августа 2021, 10:38
Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.
Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.
Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.
Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).
Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:
- Президент РФ;
- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- не менее 1/5 членов Совета Федерации;
- не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.
Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.
Законодательная инициатива на федеральном уровне.
Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:
- Президент РФ;
- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);
- Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).
Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.
Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.
Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:
- депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ
- высшее должностное лицо субъекта РФ;
- высший исполнительный орган субъекта РФ;
- член Совета Федерации от субъекта РФ;
- представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;
-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);
- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.
В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:
- почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);
- совет муниципальных образований субъекта РФ;
-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);
- суды, функционирующие на территории субъекта РФ;
- региональные отделения политических партий.
Прокуратура Челябинской области
23 августа 2021, 10:38
Право законодательной инициативы (Кассационный отдел)
Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.
Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.
Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.
Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).
Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:
- Президент РФ;
- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- не менее 1/5 членов Совета Федерации;
- не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.
Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.
Законодательная инициатива на федеральном уровне.
Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:
- Президент РФ;
- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
- Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);
- Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).
Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.
Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.
Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:
- депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ
- высшее должностное лицо субъекта РФ;
- высший исполнительный орган субъекта РФ;
- член Совета Федерации от субъекта РФ;
- представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;
-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);
- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.
В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:
- почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);
- совет муниципальных образований субъекта РФ;
-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);
- суды, функционирующие на территории субъекта РФ;
- региональные отделения политических партий.
Все права защищены