Прокурор разъясняет
- 13 Июня 2012, 01:28
Профилактика и пресечение правонарушений экстремистской направленности, совершенных с использованием средств массовой информации, а так же глобальной телекоммуникационной сети «Интернет» являются одним из ключевых направлений противодействия экстремистской деятельности в целом, в том числе оказывающих влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности с использованием современных средств массовой информации осуществляется в первую очередь на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 280, 282), приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».
Приказ Генерального прокурора (п.1.2.) обязывает подчиненных прокуроров в целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.
Одним из основных органов, ведающих вопросами противодействия экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций (Росохранкультура) и его территориальные подразделения в регионах.
При выявлении информационных материалов экстремистского характера прокурорам необходимо обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках до следственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.
Согласно статье 8 114-ФЗ, в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов, либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа и иная форма периодического распространения массовой информации. Следует отметить, что не все ресурсы компьютерной сети «Интернет» является средствами массовой информации, а лишь зарегистрированные в качестве таковых.
Под редакцией массовой информации понимается организация, осуществляющая производство и выпуск массовой информации; под главным редактором – лицо, возглавляющее редакцию, независимо от наименования должности.
Законом предусмотрено, что по одному и тому же выявленному факту экстремистской деятельности средства массовой информации предупреждение может быть вынесено и его учредителю, и редакции.
Основанием для вынесения предупреждения учредителю и (или) редакции средства массовой информации является опубликование им экстремистских материалов либо выявление фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма.
Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов может быть вынесено прокурором только в том случае, если средством массовой информации опубликованы экстремистские материалы, признанные таковыми судом в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114 – ФЗ.
Предупреждение выносится в письменной форме с указанием допущенных нарушений. Если такие нарушения устранимы, в предупреждении устанавливается срок для их устранения, составляющий не менее 10 суток.
Если в установленный в предупреждении срок нарушения, послужившие основанием для его вынесения не устранены, либо выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма, необходимо вынести новое предупреждение, что позволит зафиксировать повторное нарушение закона или продолжение противоправной деятельности.
В соответствии со ст. 7 и 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» средства массовой информации, не принявшие меры к устранению указанных в предупреждении нарушений или повторно допустившие такие нарушения, подлежат ликвидации, а их деятельность – запрету (прекращению) по решению суда на основании заявления прокурора.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 11) также установлено, что в целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующего номера периодического издания, тиража аудио- или видеозаписи программ либо выпуск соответствующей теле-, ради- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска (п.3 ст.11).
Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли (п.4 ст.11). Законом РФ «О средствах массовой информации» (ст. ст. 4, 16) также установлены основания и порядок приостановления и прекращения деятельности средств массовой информации.
Не допускается использование средств массовых информаций в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со ст. 59 Закона «О средствах массовой информации» злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого Закона, административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации установлена в ряде иных законодательных актов: ст.38 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (ред. от 07.05.2009г.); Кодексе РФ об административных правонарушениях РФ (ст. 14.3 – нарушение законодательства о рекламе). Нормы о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации содержатся также в федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов».
Таким образом, злоупотребление свободой массовой информации имеет место тогда, когда при распространении массовой информации и совершении действий, необходимых для осуществления распространения, нарушаются чьи – либо права и законные интересы, будь то граждане, юридическое лицо или публичное образование.
Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации предусматривается статьей 13.15 КоАП РФ.
За различные виды злоупотреблений СМИ установлена административная ответственность также в статьях 5.12, 5.13, 5.26, 6.13, 7.12, 8.5, 13.17 КоАП РФ.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за те деяния, которые были осуществлены с помощью средств массовой информации. К таким деяниям относятся: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 354 УК РФ).
Профессиональная реализация прокурором своих полномочий способствует своевременному пресечению экстремистской деятельности и позволяет повысить уровень ее профилактики.
Предусмотрена ли законом какая-либо ответственность за проявления экстремизма в деятельности СМИ и глобальной сети «Интернет»?
Профилактика и пресечение правонарушений экстремистской направленности, совершенных с использованием средств массовой информации, а так же глобальной телекоммуникационной сети «Интернет» являются одним из ключевых направлений противодействия экстремистской деятельности в целом, в том числе оказывающих влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности с использованием современных средств массовой информации осуществляется в первую очередь на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 280, 282), приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».
Приказ Генерального прокурора (п.1.2.) обязывает подчиненных прокуроров в целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности организовать их мониторинг, а также установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.
Одним из основных органов, ведающих вопросами противодействия экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций (Росохранкультура) и его территориальные подразделения в регионах.
При выявлении информационных материалов экстремистского характера прокурорам необходимо обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках до следственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.
Согласно статье 8 114-ФЗ, в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов, либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа и иная форма периодического распространения массовой информации. Следует отметить, что не все ресурсы компьютерной сети «Интернет» является средствами массовой информации, а лишь зарегистрированные в качестве таковых.
Под редакцией массовой информации понимается организация, осуществляющая производство и выпуск массовой информации; под главным редактором – лицо, возглавляющее редакцию, независимо от наименования должности.
Законом предусмотрено, что по одному и тому же выявленному факту экстремистской деятельности средства массовой информации предупреждение может быть вынесено и его учредителю, и редакции.
Основанием для вынесения предупреждения учредителю и (или) редакции средства массовой информации является опубликование им экстремистских материалов либо выявление фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма.
Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов может быть вынесено прокурором только в том случае, если средством массовой информации опубликованы экстремистские материалы, признанные таковыми судом в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114 – ФЗ.
Предупреждение выносится в письменной форме с указанием допущенных нарушений. Если такие нарушения устранимы, в предупреждении устанавливается срок для их устранения, составляющий не менее 10 суток.
Если в установленный в предупреждении срок нарушения, послужившие основанием для его вынесения не устранены, либо выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма, необходимо вынести новое предупреждение, что позволит зафиксировать повторное нарушение закона или продолжение противоправной деятельности.
В соответствии со ст. 7 и 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» средства массовой информации, не принявшие меры к устранению указанных в предупреждении нарушений или повторно допустившие такие нарушения, подлежат ликвидации, а их деятельность – запрету (прекращению) по решению суда на основании заявления прокурора.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 11) также установлено, что в целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующего номера периодического издания, тиража аудио- или видеозаписи программ либо выпуск соответствующей теле-, ради- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска (п.3 ст.11).
Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли (п.4 ст.11). Законом РФ «О средствах массовой информации» (ст. ст. 4, 16) также установлены основания и порядок приостановления и прекращения деятельности средств массовой информации.
Не допускается использование средств массовых информаций в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со ст. 59 Закона «О средствах массовой информации» злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого Закона, административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации установлена в ряде иных законодательных актов: ст.38 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (ред. от 07.05.2009г.); Кодексе РФ об административных правонарушениях РФ (ст. 14.3 – нарушение законодательства о рекламе). Нормы о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации содержатся также в федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов».
Таким образом, злоупотребление свободой массовой информации имеет место тогда, когда при распространении массовой информации и совершении действий, необходимых для осуществления распространения, нарушаются чьи – либо права и законные интересы, будь то граждане, юридическое лицо или публичное образование.
Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации предусматривается статьей 13.15 КоАП РФ.
За различные виды злоупотреблений СМИ установлена административная ответственность также в статьях 5.12, 5.13, 5.26, 6.13, 7.12, 8.5, 13.17 КоАП РФ.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за те деяния, которые были осуществлены с помощью средств массовой информации. К таким деяниям относятся: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 354 УК РФ).
Профессиональная реализация прокурором своих полномочий способствует своевременному пресечению экстремистской деятельности и позволяет повысить уровень ее профилактики.
Все права защищены
Телефон: +7 (4212) 29-04-71
Телефон: +7 (4212) 29-04-66
Телефон: +7 (924) 201-57-60