Документы

  • 05 Июля, 2011
Преждевременное (в связи с экстренными медицинскими показаниями) рождение ребёнка 12 декабря 2006 г., по причинам, не зависящим от истца, не может быть принято в качестве предусмотренного действующим законодательством основания для лишения права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал согласно положениям Федерального закона от 20 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Текст
1 Прикрепленные файлы

Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 20 по г. Москве и Московской области о признании права на получение материнского капитала, в обоснование которого ссылалась на то, что имеет двух дочерей 1986 г.р. и 12 декабря 2006 г. р. Рождение второго ребёнка ранее срока (физиологический срок родов с 25 января 2007 г. по 30 января 2007 г.) явилось результатом экстренного оперативного вмешательства по жизненным показаниям для матери. Вследствие преждевременного рождения ребёнка имела место недоношенность тяжёлой степени, которая повлекла за собой серьёзные отклонения в его здоровье, ребёнок в настоящее время признан инвалидом. При обращении к ответчику с вопросом о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал получила отказ.

Решением городского суда заявленные требования удовлетворены.

В кассационном порядке решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в иске.

Суд кассационной инстанции исходил из того, что Ф., родив второго ребёнка 12 декабря 2006 г., права на получение материнского капитала не имеет, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона от 20 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основным критерием для признания права на получение материнского капитала является дата рождения ребёнка - после 1 января 2007 г.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая надзорную жалобу Ф., с указанными выводами суда кассационной инстанции не согласилась.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 20 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учётом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Вместе с тем согласно преамбуле данного Федерального закона его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Указанный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

По мнению Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судом кассационной инстанции не были учтены приведённые положения закона, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора, поскольку преждевременное (в связи с экстренными медицинскими показаниями) рождение ребёнка 12 декабря 2006 г., по причинам, не зависящим от истца, не может быть принято в качестве предусмотренного действующим законодательством основания для лишения Фёдоровой Н.В. права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал согласно положениям Федерального закона от 20 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При таких данных в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом кассационной инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила определение суда кассационной инстанции и оставила в силе решение городского суда об удовлетворении заявленных Ф. исковых требований (дело № 4-В11-15)

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Распечатать Все документы