Документы
- 21 Июля, 2011
Прокурор города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Т.» об ограничении доступа к информации, размещенной в сети Интернет путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP - адреса указанного Интернет-ресурса.
Вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды первой и кассационной инстанции, освобождая ответчика от обязанности ограничивать доступ к экстремистской информации, исходили из того, что в Федеральном законе отсутствуют нормы, обязывающие оператора связи ограничивать доступ пользователей к определенному Интерен-сайту, поскольку его деятельность выражается в оказании услуг и не может расцениваться как распространение материалов.
Такая позиция судов Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признана противоречащей нормам материального права.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, в соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» являются операторами связи.
Таким образом, ответчик с момента получения лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи, приобрел статус оператора связи, осуществляющего прием и передачу телематических электронных сообщений, доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, пропуск и учет трафика от (на) сетей связи других операторов в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.
В силу п. 26 Правил ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Вместе с тем п. 6 данной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Обязанность операторов связи приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотрена ч. 3 ст. 64 Федерального Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 27 Правил оказания телематических услуг связи.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал.
Факт размещения экстремистского материала в сети Интернет установлен судом и не оспаривался ответчиком.
Прокурором указывалось на наличие технической возможности ограничить доступ к указанным материалам путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу на пограничных маршрутизаторах.
Данное утверждение ответчиком не опровергнуто.
С учетом изложенного суду следовало учесть, что, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к сайту.
Распространение такой информации угрожает целостности Российской Федерации, подрывает безопасность государства, разжигает социальную, расовую и религиозную рознь, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, нарушает конституционные права граждан, которые ими реализуются вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 (№ 58-Впр-11-2) судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
21 Июля 2011, 16:19
Организации, осуществляющие деятельность по оказанию телематических услуг, обязаны предоставлять пользователям отвечающие требованиям закона услуги, включая передачу информации в сети Интернет.
Прокурор города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Т.» об ограничении доступа к информации, размещенной в сети Интернет путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP - адреса указанного Интернет-ресурса.
Вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды первой и кассационной инстанции, освобождая ответчика от обязанности ограничивать доступ к экстремистской информации, исходили из того, что в Федеральном законе отсутствуют нормы, обязывающие оператора связи ограничивать доступ пользователей к определенному Интерен-сайту, поскольку его деятельность выражается в оказании услуг и не может расцениваться как распространение материалов.
Такая позиция судов Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признана противоречащей нормам материального права.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, в соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» являются операторами связи.
Таким образом, ответчик с момента получения лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи, приобрел статус оператора связи, осуществляющего прием и передачу телематических электронных сообщений, доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, пропуск и учет трафика от (на) сетей связи других операторов в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.
В силу п. 26 Правил ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Вместе с тем п. 6 данной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Обязанность операторов связи приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотрена ч. 3 ст. 64 Федерального Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 27 Правил оказания телематических услуг связи.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал.
Факт размещения экстремистского материала в сети Интернет установлен судом и не оспаривался ответчиком.
Прокурором указывалось на наличие технической возможности ограничить доступ к указанным материалам путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу на пограничных маршрутизаторах.
Данное утверждение ответчиком не опровергнуто.
С учетом изложенного суду следовало учесть, что, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к сайту.
Распространение такой информации угрожает целостности Российской Федерации, подрывает безопасность государства, разжигает социальную, расовую и религиозную рознь, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, нарушает конституционные права граждан, которые ими реализуются вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 (№ 58-Впр-11-2) судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56