Документы

  • 04 Августа, 2011
Требования прокурора о признании недействующими отдельных положений распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга суд признал законными
Текст

Заместитель прокурора г. Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании недействующими положений пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 16, 1.7 распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга от 22 июня 2009 года №10-18 «О порядке реализации КГИОП полномочия по приемке работ по сохранению объектов (выявленных объектов) культурного наследия» (далее - Распоряжение), а также приложений 1, 2, 4 – 7 к Распоряжению.

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее:
- оспариваемые положения Распоряжения приняты с превышением полномочий, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установление порядка приемки работ по сохранению объектов культурного наследия отнесено к ведению федеральных органов государственной власти;
- Распоряжением предусмотрено приспособление объекта культурного наследия для современного использования путем изменения параметров объекта, что противоречит положениям Федерального закона, исключающего возможность изменения параметров объекта культурного наследия в ходе проведения работ по сохранению такого объекта.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 1 апреля 2011 года требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе КГИОП ставил вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований к отмене судебного решения.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом, который гарантирует сохранность объектов культурного наследия и устанавливает государственную охрану данных объектов одной из приоритетных задач органов государственной власти.

Согласно статье 33 Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу в случаях, установленных Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Статьей 45 Федерального закона, регламентирующей порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на их проведение, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Федерального закона приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, согласно положениям федерального законодательства следует, что порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия независимо от уровня органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение соответствующих работ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые положения Распоряжения, устанавливающие порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, приняты КГИОП с превышением предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в связи с чем заявление прокурора обоснованно удовлетворил.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правомерно указал также на противоречие Федеральному закону оспариваемых положений Распоряжения, предусматривающих в качестве вида работ по сохранению объектов культурного наследия приспособление объекта для современного использования, предполагающее изменение его параметров и частей (высоты, количества этажей, площади).

Статьей 44 Федерального закона определено, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Решение суда первой инстанции оставлено без изменений, а кассационная жалоба без удовлетворения.

                                                       Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Распечатать Все документы