Документы
- 10 Августа, 2011
Администрацией Тверской области 11.09.2002 принято постановление № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области».
Д., будучи собственником объекта недвижимости, расположенного в границах территории, отнесенной названным постановлением к землям, признанным курортом местного значения, обратилась в суд с заявлением о признании постановления недействующим по тем основаниям, что оспариваемое постановление нарушает ее право на предоставление земельного участка в собственность, на котором расположен ее объект недвижимости.
Решением Тверского областного суда от 19.11.2010 требования удовлетворены. Постановление администрации признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.02.2011 по представлению прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры указанное решение суда отменено в части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Оспариваемым постановлением курорту «Селигер» придан статус особо охраняемой природной территории местного значения.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, областной суд исходил из того, что нарушен порядок принятия оспариваемого постановления, а также имеет место нарушение принципа правовой определенности содержащихся в постановлении норм.
Судебная коллегия нашла выводы суда ошибочными, поскольку судом не было принято во внимание то обстоятельство, что на время вступления в силу оспариваемого постановления, из числа объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, исключены материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий местного значения.
Пунктом 2 оспариваемого постановления утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» 2000 года. Однако представленная копия «Округа горно-санитарной охраны курорта Селигер в Тверской области» содержит описание границ со ссылкой на границы территорий хозяйствующих субъектов, прекративших свое существование.
На основании этого суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые Постановление и утвержденное им Положение не отвечают принципу определенности, что является самостоятельным основанием для их признания недействующими, с чем Судебная коллегия не согласилась.
Определяя границы территории округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», администрация исходила из границ хозяйствующих субъектов, существующих на время принятия оспариваемого постановления.
То обстоятельство, что на время опубликования оспариваемого постановления и рассмотрения судом дела границы указанных территорий претерпели изменения, не свидетельствует о нарушении принципа правовой определенности и не является основанием для отмены постановления в полном объеме.
В то же время, Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о противоречии некоторых норм постановления федеральному законодательству.
Так, согласно подпункту 3.1 оспариваемого Положения, организация и открытие санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений и предприятий на территории курорта «Селигер», а также определение их медицинского профиля, вне зависимости от организационно-правовых форм осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Осташковского, Пеновского, Селижаровского районов по представлению организации, которую планируется создать для управления курортом. Представление согласовывается с администрацией Тверской области, Минздравом России и федеральным органом исполнительной власти, курирующим санаторно-курортный комплекс.
Указанный порядок создания санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений не основан на полномочиях, установленных федеральным законодательством для федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.
Подпункт 6.2 Положения также противоречит действующему федеральному законодательству, так как в нем указан не существующий в настоящее время государственный орган- Госгортехнадзор России.
В соответствии с подпунктом 3.6 оспариваемого Положения юридические и физические лица, находящиеся на территории курорта «Селигер», пользующиеся природными лечебными ресурсами, землей, другими природными объектами курорта, принимают в установленном порядке участие в реализации общекурортных мероприятий (благоустройстве территории). При этом закон № 26-ФЗ, регулирующий отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ, подобную обязанность на граждан и юридический лиц не возлагает.
В связи с изложенным, Судебная коллегия согласилась с решением суда в части признания пунктов 3.1; 3.6; 5.2; 5.4; 5.5; 8.3; абзацев 3, 4, 5, 10, 11 п. 7.2; п. 3.10 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» противоречащими федеральному законодательству и недействующими. В остальной части решение суда отменено и постановлено новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление по обеспечению участия прокуроров в Гражданском и арбитражном процессе
10 Августа 2011, 16:34
Отдельные положения постановления «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими
Администрацией Тверской области 11.09.2002 принято постановление № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области».
Д., будучи собственником объекта недвижимости, расположенного в границах территории, отнесенной названным постановлением к землям, признанным курортом местного значения, обратилась в суд с заявлением о признании постановления недействующим по тем основаниям, что оспариваемое постановление нарушает ее право на предоставление земельного участка в собственность, на котором расположен ее объект недвижимости.
Решением Тверского областного суда от 19.11.2010 требования удовлетворены. Постановление администрации признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.02.2011 по представлению прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры указанное решение суда отменено в части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Оспариваемым постановлением курорту «Селигер» придан статус особо охраняемой природной территории местного значения.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, областной суд исходил из того, что нарушен порядок принятия оспариваемого постановления, а также имеет место нарушение принципа правовой определенности содержащихся в постановлении норм.
Судебная коллегия нашла выводы суда ошибочными, поскольку судом не было принято во внимание то обстоятельство, что на время вступления в силу оспариваемого постановления, из числа объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, исключены материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий местного значения.
Пунктом 2 оспариваемого постановления утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», обозначенные в проекте ЗАО «Курортпроект» 2000 года. Однако представленная копия «Округа горно-санитарной охраны курорта Селигер в Тверской области» содержит описание границ со ссылкой на границы территорий хозяйствующих субъектов, прекративших свое существование.
На основании этого суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые Постановление и утвержденное им Положение не отвечают принципу определенности, что является самостоятельным основанием для их признания недействующими, с чем Судебная коллегия не согласилась.
Определяя границы территории округа горно-санитарной охраны курорта местного значения «Селигер», администрация исходила из границ хозяйствующих субъектов, существующих на время принятия оспариваемого постановления.
То обстоятельство, что на время опубликования оспариваемого постановления и рассмотрения судом дела границы указанных территорий претерпели изменения, не свидетельствует о нарушении принципа правовой определенности и не является основанием для отмены постановления в полном объеме.
В то же время, Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о противоречии некоторых норм постановления федеральному законодательству.
Так, согласно подпункту 3.1 оспариваемого Положения, организация и открытие санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений и предприятий на территории курорта «Селигер», а также определение их медицинского профиля, вне зависимости от организационно-правовых форм осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Осташковского, Пеновского, Селижаровского районов по представлению организации, которую планируется создать для управления курортом. Представление согласовывается с администрацией Тверской области, Минздравом России и федеральным органом исполнительной власти, курирующим санаторно-курортный комплекс.
Указанный порядок создания санаторно-курортных и лечебно-оздоровительных учреждений не основан на полномочиях, установленных федеральным законодательством для федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.
Подпункт 6.2 Положения также противоречит действующему федеральному законодательству, так как в нем указан не существующий в настоящее время государственный орган- Госгортехнадзор России.
В соответствии с подпунктом 3.6 оспариваемого Положения юридические и физические лица, находящиеся на территории курорта «Селигер», пользующиеся природными лечебными ресурсами, землей, другими природными объектами курорта, принимают в установленном порядке участие в реализации общекурортных мероприятий (благоустройстве территории). При этом закон № 26-ФЗ, регулирующий отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ, подобную обязанность на граждан и юридический лиц не возлагает.
В связи с изложенным, Судебная коллегия согласилась с решением суда в части признания пунктов 3.1; 3.6; 5.2; 5.4; 5.5; 8.3; абзацев 3, 4, 5, 10, 11 п. 7.2; п. 3.10 Положения о курорте местного значения «Селигер» в Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11.09.2002 № 305-па «О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения «Селигер» в Тверской области» противоречащими федеральному законодательству и недействующими. В остальной части решение суда отменено и постановлено новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление по обеспечению участия прокуроров в Гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56