Документы
- 19 Августа, 2011
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании полностью недействующим Закона Ленинградской области от 06.06 2008 № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» (далее - Закон).
Свое заявление прокурор мотивировал тем, что приведенные в Законе методики расчёта нормативов не позволяют определить общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ленинградской области для выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это влечет невозможность передачи органам местного самоуправления соответствующих полномочий и как следствие противоречит ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 8, п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинградского областного суда от 16.03.2011 заявление прокурора удовлетворено, оспариваемый Закон признан недействующим, полностью со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Законодательное собрание и губернатор Ленинградской области просили данное решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признала доводы кассационных жалоб подлежащими удовлетворению.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, отнесено Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение данных полномочий, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение полномочиями, должен содержать способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета Российской Федерации, в том числе, субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Законы субъекта Российской Федерации должны содержать порядок расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетом.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (ч.1 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, признавая недействующим оспариваемый прокурором Закон, исходил из того, что положения этого Закона не соответствуют требованиям формальной определенности, допуская неполное финансирование переданных муниципальным образованиям государственных полномочий.
Однако анализ оспариваемого Закона в его взаимосвязи с федеральным законодательством показывает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене.
Согласно ст. 5 Закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций. При этом объем финансовых средств определяется в соответствии с методиками расчетов согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6 к данному Закону.
Так, в указанных приложениях Закона приведены методики расчета нормативов на выполнение полномочий по опеке и попечительству; обеспечения бесплатного проезда, обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
При определении формулы, по которой рассчитывается норматив финансирования переданных полномочий, законодатель Ленинградской области руководствовался объективными критериями, оказывающими влияние на объем формирования финансовых средств.
Таким образом, в оспариваемом Законе сформулированы положения, указывающие на то, что установленный субъектом Российской Федерации механизм финансового обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из регионального бюджета, в полной мере является ясным и определенным.
Установление нормативов финансирования, исходя из расчетной величины на одного человека, не может свидетельствовать о ненадлежащем финансировании органами государственной власти Ленинградской области полномочий по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Норматив финансирования – минимальный допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации государственных обязательств в расчете на одного человека. Его внедрение в планово-бюджетный процесс обусловлено принципами бюджетной системы, направлено на создание прозрачного эффективного механизма распределения бюджетных средств, в том числе субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
Поскольку в оспариваемых прокурором методиках расчета нормативов финансирования используются объективные критерии, у суда нет оснований для признания их противоречащими федеральному законодательству, на которое суд ссылается в решении.
Иное означало бы умаление принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение суда первой инстанции отменить, прокурору в удовлетворении его заявления отказать (дело № 33-Г11-16).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
19 Августа 2011, 16:41
Суд признал законным наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании полностью недействующим Закона Ленинградской области от 06.06 2008 № 46-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» (далее - Закон).
Свое заявление прокурор мотивировал тем, что приведенные в Законе методики расчёта нормативов не позволяют определить общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ленинградской области для выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это влечет невозможность передачи органам местного самоуправления соответствующих полномочий и как следствие противоречит ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 8, п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинградского областного суда от 16.03.2011 заявление прокурора удовлетворено, оспариваемый Закон признан недействующим, полностью со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Законодательное собрание и губернатор Ленинградской области просили данное решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признала доводы кассационных жалоб подлежащими удовлетворению.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, отнесено Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение данных полномочий, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение полномочиями, должен содержать способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета Российской Федерации, в том числе, субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Законы субъекта Российской Федерации должны содержать порядок расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетом.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (ч.1 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, признавая недействующим оспариваемый прокурором Закон, исходил из того, что положения этого Закона не соответствуют требованиям формальной определенности, допуская неполное финансирование переданных муниципальным образованиям государственных полномочий.
Однако анализ оспариваемого Закона в его взаимосвязи с федеральным законодательством показывает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене.
Согласно ст. 5 Закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций. При этом объем финансовых средств определяется в соответствии с методиками расчетов согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6 к данному Закону.
Так, в указанных приложениях Закона приведены методики расчета нормативов на выполнение полномочий по опеке и попечительству; обеспечения бесплатного проезда, обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
При определении формулы, по которой рассчитывается норматив финансирования переданных полномочий, законодатель Ленинградской области руководствовался объективными критериями, оказывающими влияние на объем формирования финансовых средств.
Таким образом, в оспариваемом Законе сформулированы положения, указывающие на то, что установленный субъектом Российской Федерации механизм финансового обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из регионального бюджета, в полной мере является ясным и определенным.
Установление нормативов финансирования, исходя из расчетной величины на одного человека, не может свидетельствовать о ненадлежащем финансировании органами государственной власти Ленинградской области полномочий по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Норматив финансирования – минимальный допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации государственных обязательств в расчете на одного человека. Его внедрение в планово-бюджетный процесс обусловлено принципами бюджетной системы, направлено на создание прозрачного эффективного механизма распределения бюджетных средств, в том числе субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
Поскольку в оспариваемых прокурором методиках расчета нормативов финансирования используются объективные критерии, у суда нет оснований для признания их противоречащими федеральному законодательству, на которое суд ссылается в решении.
Иное означало бы умаление принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение суда первой инстанции отменить, прокурору в удовлетворении его заявления отказать (дело № 33-Г11-16).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56