Документы
- 13 Сентября, 2011
В соответствии со ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края» председатель Законодательного Собрания, первый заместитель председателя Законодательного Собрания, заместитель председателя Законодательного Собрания, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, руководитель аппарата Законодательного Собрания и его заместитель, руководители структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания и их заместители получают компенсацию в размере назначенного им денежного содержания с учётом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, до первого после окончания срока полномочий (после увольнения) устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста в течение одного года в следующих случаях:
а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока (досрочного прекращения) полномочий Законодательного Собрания и избрания нового состава Законодательного Собрания;
б) упразднения должностей в связи с изменением структуры Законодательного Собрания, изменением структуры аппарата Законодательного Собрания;
в) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий (увольнения), если они проработали в должности не менее одного года.
В случае, если на новом месте работы лица, перечисленные выше, получают заработную плату ниже прежней, то им производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного года со дня ухода с должности. Выплаты производятся из средств краевого бюджета.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей по основаниям ее противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Пермского краевого суда от 17.06.2011 заявление прокурора удовлетворено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, оставляя решение без изменения, указала следующее.
В силу ст. 25 Устава Пермского края председатель Законодательного Собрания, его первый заместитель и заместитель, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, являются лицами, замещающими государственные должности Пермского края. Социальные льготы для лиц, замещающих государственные должности, устанавливаются законом Пермского края в соответствии с федеральным законодательством.
Иные лица, указанные в ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. № 8-ПК, являются государственными гражданскими служащими.
На федеральном уровне правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. По смыслу данной нормы, не являются гарантиями депутатской деятельности льготы и преимущества, установленные лицам, утратившим статус депутатов органов государственной власти субъекта.
Судом сделан правильный вывод, что оспариваемой нормой созданы не предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, утратившим статус председателя Законодательного Собрания, первого заместителя председателя Законодательного Собрания, заместителя председателя Законодательного Собрания, депутатов Законодательного Собрания Пермского края (работавших на постоянной профессиональной основе).
Поскольку вопросы оплаты труда и установления гарантий отдельным категориям работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, установление этих преимуществ в краевом законе выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия указала, что на иных лиц, указанных в ст. 29 оспариваемого закона, имеющих статус государственных гражданских служащих, распространяются нормы Федерального закона о государственной гражданской службе, а в части отношений, не урегулированной этим актом, действуют нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Названным законом урегулированы вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданским служащим (ст.52 и 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В частности, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания (п. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
При этом указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
Таким образом, суд признал, что оспоренная прокурором ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007г. № 8-ПК принята с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере установления общих принципов организации органов государственной власти, и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. (Дело № 44-Г11-30 от 31.08.2011).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
13 Сентября 2011, 16:43
Норма закона о предоставлении дополнительных гарантий и преимуществ лицам, замещающим государственные должности субъекта РФ и государственным гражданским служащим после их увольнения со службы, признана противоречащей федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края» председатель Законодательного Собрания, первый заместитель председателя Законодательного Собрания, заместитель председателя Законодательного Собрания, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, руководитель аппарата Законодательного Собрания и его заместитель, руководители структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания и их заместители получают компенсацию в размере назначенного им денежного содержания с учётом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, до первого после окончания срока полномочий (после увольнения) устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста в течение одного года в следующих случаях:
а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока (досрочного прекращения) полномочий Законодательного Собрания и избрания нового состава Законодательного Собрания;
б) упразднения должностей в связи с изменением структуры Законодательного Собрания, изменением структуры аппарата Законодательного Собрания;
в) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий (увольнения), если они проработали в должности не менее одного года.
В случае, если на новом месте работы лица, перечисленные выше, получают заработную плату ниже прежней, то им производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного года со дня ухода с должности. Выплаты производятся из средств краевого бюджета.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей по основаниям ее противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Пермского краевого суда от 17.06.2011 заявление прокурора удовлетворено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, оставляя решение без изменения, указала следующее.
В силу ст. 25 Устава Пермского края председатель Законодательного Собрания, его первый заместитель и заместитель, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, являются лицами, замещающими государственные должности Пермского края. Социальные льготы для лиц, замещающих государственные должности, устанавливаются законом Пермского края в соответствии с федеральным законодательством.
Иные лица, указанные в ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. № 8-ПК, являются государственными гражданскими служащими.
На федеральном уровне правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. По смыслу данной нормы, не являются гарантиями депутатской деятельности льготы и преимущества, установленные лицам, утратившим статус депутатов органов государственной власти субъекта.
Судом сделан правильный вывод, что оспариваемой нормой созданы не предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, утратившим статус председателя Законодательного Собрания, первого заместителя председателя Законодательного Собрания, заместителя председателя Законодательного Собрания, депутатов Законодательного Собрания Пермского края (работавших на постоянной профессиональной основе).
Поскольку вопросы оплаты труда и установления гарантий отдельным категориям работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, установление этих преимуществ в краевом законе выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия указала, что на иных лиц, указанных в ст. 29 оспариваемого закона, имеющих статус государственных гражданских служащих, распространяются нормы Федерального закона о государственной гражданской службе, а в части отношений, не урегулированной этим актом, действуют нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Названным законом урегулированы вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданским служащим (ст.52 и 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В частности, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания (п. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
При этом указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
Таким образом, суд признал, что оспоренная прокурором ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007г. № 8-ПК принята с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере установления общих принципов организации органов государственной власти, и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. (Дело № 44-Г11-30 от 31.08.2011).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56