Документы
- 17 Января, 2012
С. обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 22.10.2011 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку его выдвижения.
На решение Астраханского областного суда от 3 ноября 2011 года об отказе в удовлетворении заявления С. им подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, из 231 подписи, представленной заявителем для регистрации и подвергнутой проверке, 56 подписей были признаны избирательной комиссией недействительными. Учитывая, что оставшихся 175 действительных подписей (при необходимом для регистрации - 210) недостаточно, избирательной комиссией было принято оспариваемое постановление об отказе в его регистрации.
При разрешении спора суд согласился с выводом избирательной комиссии об обоснованности признания недействительными 26 из 56 подписей избирателей, в результате чего действительными признал 205 подписей избирателей, что на законность отказа в регистрации не повлияло.
В кассационном представлении и кассационной жалобе оспаривалась правомерность признания недействительными подписей избирателей на основании п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-03 «О выборах депутатов Думы Астраханской области», согласно которому недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Аналогичное основание для признания подписей недействительными установлено подпунктом «е» п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Отклоняя доводы заявителя и прокурора о необходимости принятия в качестве доказательства заключения независимой почерковедческой экспертизы, опровергающей выводы суда о недостоверности подписей избирателей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала следующее.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
В этой связи суд правомерно посчитал представленное заявителем в судебном заседании заключение «Центра экспертиз, медиации и права» недопустимым доказательством.
По этой же причине судом обоснованно отвергнута ссылка заявителя С. на письменные заявления граждан о том, что подписи в подписных листах учинены ими собственноручно, поскольку установление достоверности подписей путём опроса избирателей законом не предусмотрена.
Проверка действительности подписей избирателей какими-либо иными средствами, кроме тех, которые установлены избирательным законом, не отвечала бы провозглашённому в статье 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципу равенства прав и обязанностей кандидатов (определение Верховного Суда Российской Федерации № 25-г11-22).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
17 Января 2012, 18:30
Проверка подписей избирателей средствами, не установленными избирательным законом, недопустима и ведет к нарушению принципа равенства прав и обязанностей кандидата.
С. обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу № 23 от 22.10.2011 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку его выдвижения.
На решение Астраханского областного суда от 3 ноября 2011 года об отказе в удовлетворении заявления С. им подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, из 231 подписи, представленной заявителем для регистрации и подвергнутой проверке, 56 подписей были признаны избирательной комиссией недействительными. Учитывая, что оставшихся 175 действительных подписей (при необходимом для регистрации - 210) недостаточно, избирательной комиссией было принято оспариваемое постановление об отказе в его регистрации.
При разрешении спора суд согласился с выводом избирательной комиссии об обоснованности признания недействительными 26 из 56 подписей избирателей, в результате чего действительными признал 205 подписей избирателей, что на законность отказа в регистрации не повлияло.
В кассационном представлении и кассационной жалобе оспаривалась правомерность признания недействительными подписей избирателей на основании п.6 ч.10 ст.57 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года № 24/2006-03 «О выборах депутатов Думы Астраханской области», согласно которому недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Аналогичное основание для признания подписей недействительными установлено подпунктом «е» п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Отклоняя доводы заявителя и прокурора о необходимости принятия в качестве доказательства заключения независимой почерковедческой экспертизы, опровергающей выводы суда о недостоверности подписей избирателей, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала следующее.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
В этой связи суд правомерно посчитал представленное заявителем в судебном заседании заключение «Центра экспертиз, медиации и права» недопустимым доказательством.
По этой же причине судом обоснованно отвергнута ссылка заявителя С. на письменные заявления граждан о том, что подписи в подписных листах учинены ими собственноручно, поскольку установление достоверности подписей путём опроса избирателей законом не предусмотрена.
Проверка действительности подписей избирателей какими-либо иными средствами, кроме тех, которые установлены избирательным законом, не отвечала бы провозглашённому в статье 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципу равенства прав и обязанностей кандидатов (определение Верховного Суда Российской Федерации № 25-г11-22).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56