Документы
- 26 Января, 2012
28 сентября 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ № 831н, которым утвержден единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствам.
Согласно оспариваемым положениям Единого образца заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами выносятся врачом-психиатром-наркологом наркологического диспансера (кабинета) (пункт 14), врачом-психиатром психоневрологического диспансера (кабинета) (пункт 15).
ООО «М...» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 14, 15 Единого образца в части использования слов «наркологический диспансер (кабинет)», «психоневрологический диспансер (кабинет)».
В заявлении указано, что Единый образец в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку предполагает возможность проведения медицинского освидетельствования граждан на предмет наличия противопоказаний к управлению транспортными средствами лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Тем самым нарушается право заявителя, имеющего лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность в данной сфере.
Суд не согласился с доводами заявителя. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. в удовлетворении требования отказано.
Статья 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 предусматривает, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» также предусматривает, что диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (пункт 1).
Исключение сделано лишь для лечения больных наркоманией, которое должно проводиться только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 2).
Из приведенных законоположений следует, что они не устанавливают ограничения на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности, и не ограничивают организационно-правовые формы таких учреждений (организаций).
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств.
Утверждение заявителя о том, что Единый образец в оспариваемой части препятствует указанным специалистам медицинских учреждений частной системы здравоохранения осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств суд счел несостоятельным, указав следующее.
Во-первых, пункты 14 и 15 Единого образца не содержат указания на форму собственности медицинской организации, в которой может проводиться такое освидетельствование; во-вторых, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не запрещает создание в частной системе здравоохранения наркологических и психоневрологических диспансеров (кабинетов), использование слов «диспансер (кабинет)» не может быть истолковано как относящееся исключительно к государственной и муниципальной системам здравоохранения; в-третьих, функционирование медицинской организации частной системы здравоохранения в той или иной организационно-правовой форме не влияет на возможность осуществления ею соответствующих видов деятельности, указанных в выданной ей лицензии.
При несогласии заявителя с конкретными правоприменительными решениями, в которых оспаривается его право на проведение медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, он вправе оспорить их в установленном законом порядке.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Россйской Федерации от 12 января 2012 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения (Дело № ГКПИ11-1646, КАС11-771).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
26 Января 2012, 18:34
Законодательством РФ не установлены ограничения на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию.
28 сентября 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ № 831н, которым утвержден единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствам.
Согласно оспариваемым положениям Единого образца заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами выносятся врачом-психиатром-наркологом наркологического диспансера (кабинета) (пункт 14), врачом-психиатром психоневрологического диспансера (кабинета) (пункт 15).
ООО «М...» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 14, 15 Единого образца в части использования слов «наркологический диспансер (кабинет)», «психоневрологический диспансер (кабинет)».
В заявлении указано, что Единый образец в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку предполагает возможность проведения медицинского освидетельствования граждан на предмет наличия противопоказаний к управлению транспортными средствами лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Тем самым нарушается право заявителя, имеющего лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность в данной сфере.
Суд не согласился с доводами заявителя. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. в удовлетворении требования отказано.
Статья 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 предусматривает, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» также предусматривает, что диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (пункт 1).
Исключение сделано лишь для лечения больных наркоманией, которое должно проводиться только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 2).
Из приведенных законоположений следует, что они не устанавливают ограничения на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности, и не ограничивают организационно-правовые формы таких учреждений (организаций).
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств.
Утверждение заявителя о том, что Единый образец в оспариваемой части препятствует указанным специалистам медицинских учреждений частной системы здравоохранения осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств суд счел несостоятельным, указав следующее.
Во-первых, пункты 14 и 15 Единого образца не содержат указания на форму собственности медицинской организации, в которой может проводиться такое освидетельствование; во-вторых, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не запрещает создание в частной системе здравоохранения наркологических и психоневрологических диспансеров (кабинетов), использование слов «диспансер (кабинет)» не может быть истолковано как относящееся исключительно к государственной и муниципальной системам здравоохранения; в-третьих, функционирование медицинской организации частной системы здравоохранения в той или иной организационно-правовой форме не влияет на возможность осуществления ею соответствующих видов деятельности, указанных в выданной ей лицензии.
При несогласии заявителя с конкретными правоприменительными решениями, в которых оспаривается его право на проведение медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, он вправе оспорить их в установленном законом порядке.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Россйской Федерации от 12 января 2012 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения (Дело № ГКПИ11-1646, КАС11-771).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56