Документы
- 22 Ноября, 2012
П. оспорил в Верховный Суд РФ пункт 24 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12. 2010 № 1045.
Пунктом 24 Изменений внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» и утвержденные этим постановлением Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).
Внесенные оспариваемой нормой изменения сводятся к распространению Правил только на работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
П., работающий в федеральном бюджетном учреждении, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 24 Изменений, указывая на то, что в результате осуществленного регулирования работники федеральных бюджетных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в форме субсидий из федерального бюджета, фактически лишаются права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Статья 325 Трудового кодекса РФ устанавливает, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации (часть первая); порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством РФ (часть пятая).
Приведенная норма закрепляет дополнительную гарантию реализации гражданами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск и предполагает применение работодателями единых специальных правил правового регулирования отношений, связанных с выплатой указанной компенсации в системе учреждений федерального бюджетного финансирования.
В соответствии с данной нормой Постановлением от 12.06.2008 № 455 были утверждены Правила, которыми устанавливался единый порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для всех лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, определяющий размер и условия возмещения расходов.
Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» введены различные механизмы финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений в зависимости от типа этих учреждений.
В связи с принятием данного Федерального закона Правительство Российской Федерации издало оспариваемый в части нормативно-правовой акт и изменило ранее установленные Постановлением от 12.06.2008 № 455 Правила выплаты указанной компенсации, распространив их действие исключительно на работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
Статья 252 Трудового кодекса РФ, предусматривая основания и порядок установления особенностей регулирования трудовых отношений для отдельных категорий работников, содержит правило, в соответствии с которым снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав могут устанавливаться исключительно данным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт, изменив редакцию Постановления от 12.06.2008 № 455, утвердившего Правила выплаты компенсации для всех лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, принятого в силу прямого указания, содержащегося в части пятой статьи 325 Трудового кодекса РФ, отменил действие этих Правил для работников федеральных бюджетных и автономных учреждений и, не установив новых, тем самым снизил уровень гарантий, закрепленных названным Кодексом, и поставил работников этих федеральных государственных учреждений в неравное положение с работниками федеральных органов государственной власти (государственных органов) и казенных учреждений.
Такое правовое регулирование позволяет работодателям федеральных бюджетных и автономных учреждений, расположенных на северных территориях, уклониться от выплаты компенсации, условия и порядок выплаты которой нормативно-правовым актом Правительства РФ не установлены. Вследствие этого оспариваемая норма противоречит статьям 252 и 325 Трудового кодекса РФ, которые в их взаимной связи предусматривают сохранение одинакового уровня гарантий для работников всех федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, не допуская его снижения в зависимости от типа федерального государственного учреждения и механизма его финансирования.
С учетом изложенного доводы представителей заинтересованного лица о том, что оспариваемый пункт Изменений издан в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», установившего различный порядок финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Изменение механизма финансирования этих учреждений не исключает их отнесение в силу действующего законодательства к числу организаций, финансируемых из федерального бюджета, и не может являться основанием для снижения уровня гарантий, установленных трудовым законодательством.
Необоснованны и доводы представителей заинтересованного лица о том, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя конкретного федерального бюджетного или автономного учреждения, в целях реализации прав сотрудников на получение указанной компенсации имеет право предоставить учреждениям субсидию на указанные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. Указанная норма Бюджетного кодекса РФ, закрепляя возможность предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ на иные цели, не предусмотренные абзацем первым пункта 1 статьи 78 данного Кодекса, носит общий характер и не определяет размер, условия и порядок выплаты компенсации.
При этом статья 325 Трудового кодекса РФ не предоставляет работодателям право по своему усмотрению решать вопрос о выплате указанной в ней компенсации, а возлагает обязанность на всех работодателей - как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере - произвести ее выплату. Законодатель, обеспечивая равенство прав работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, предписывает всем работодателям, относящимся к федеральной бюджетной сфере, исполнить эту обязанность с соблюдением единых правил правового регулирования, касающихся размера, условий и порядка выплаты этой компенсации, и на основании нормативного правового акта, изданного Правительством РФ.
Исходя из изложенного и с учетом того, что оспариваемая норма сохраняет право работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и в этой части полностью соответствует требованиям частей первой и пятой статьи 325 Трудового кодекса РФ, Верховный Суд РФ решением от 02.08.2012 признал недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 24 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1045, в той части, в которой работники иных, не поименованных в данной норме федеральных государственных учреждений, и члены их семей лишаются права на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2012 решение оставлено без изменения (Дело № АКПИ12-531, АПЛ12-601).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
22 Ноября 2012, 09:45
По вопросу выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
П. оспорил в Верховный Суд РФ пункт 24 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12. 2010 № 1045.
Пунктом 24 Изменений внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» и утвержденные этим постановлением Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).
Внесенные оспариваемой нормой изменения сводятся к распространению Правил только на работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
П., работающий в федеральном бюджетном учреждении, обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 24 Изменений, указывая на то, что в результате осуществленного регулирования работники федеральных бюджетных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется в форме субсидий из федерального бюджета, фактически лишаются права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Статья 325 Трудового кодекса РФ устанавливает, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации (часть первая); порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством РФ (часть пятая).
Приведенная норма закрепляет дополнительную гарантию реализации гражданами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск и предполагает применение работодателями единых специальных правил правового регулирования отношений, связанных с выплатой указанной компенсации в системе учреждений федерального бюджетного финансирования.
В соответствии с данной нормой Постановлением от 12.06.2008 № 455 были утверждены Правила, которыми устанавливался единый порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для всех лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, определяющий размер и условия возмещения расходов.
Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» введены различные механизмы финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений в зависимости от типа этих учреждений.
В связи с принятием данного Федерального закона Правительство Российской Федерации издало оспариваемый в части нормативно-правовой акт и изменило ранее установленные Постановлением от 12.06.2008 № 455 Правила выплаты указанной компенсации, распространив их действие исключительно на работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
Статья 252 Трудового кодекса РФ, предусматривая основания и порядок установления особенностей регулирования трудовых отношений для отдельных категорий работников, содержит правило, в соответствии с которым снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав могут устанавливаться исключительно данным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт, изменив редакцию Постановления от 12.06.2008 № 455, утвердившего Правила выплаты компенсации для всех лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, принятого в силу прямого указания, содержащегося в части пятой статьи 325 Трудового кодекса РФ, отменил действие этих Правил для работников федеральных бюджетных и автономных учреждений и, не установив новых, тем самым снизил уровень гарантий, закрепленных названным Кодексом, и поставил работников этих федеральных государственных учреждений в неравное положение с работниками федеральных органов государственной власти (государственных органов) и казенных учреждений.
Такое правовое регулирование позволяет работодателям федеральных бюджетных и автономных учреждений, расположенных на северных территориях, уклониться от выплаты компенсации, условия и порядок выплаты которой нормативно-правовым актом Правительства РФ не установлены. Вследствие этого оспариваемая норма противоречит статьям 252 и 325 Трудового кодекса РФ, которые в их взаимной связи предусматривают сохранение одинакового уровня гарантий для работников всех федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, не допуская его снижения в зависимости от типа федерального государственного учреждения и механизма его финансирования.
С учетом изложенного доводы представителей заинтересованного лица о том, что оспариваемый пункт Изменений издан в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», установившего различный порядок финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Изменение механизма финансирования этих учреждений не исключает их отнесение в силу действующего законодательства к числу организаций, финансируемых из федерального бюджета, и не может являться основанием для снижения уровня гарантий, установленных трудовым законодательством.
Необоснованны и доводы представителей заинтересованного лица о том, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя конкретного федерального бюджетного или автономного учреждения, в целях реализации прав сотрудников на получение указанной компенсации имеет право предоставить учреждениям субсидию на указанные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. Указанная норма Бюджетного кодекса РФ, закрепляя возможность предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ на иные цели, не предусмотренные абзацем первым пункта 1 статьи 78 данного Кодекса, носит общий характер и не определяет размер, условия и порядок выплаты компенсации.
При этом статья 325 Трудового кодекса РФ не предоставляет работодателям право по своему усмотрению решать вопрос о выплате указанной в ней компенсации, а возлагает обязанность на всех работодателей - как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере - произвести ее выплату. Законодатель, обеспечивая равенство прав работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, предписывает всем работодателям, относящимся к федеральной бюджетной сфере, исполнить эту обязанность с соблюдением единых правил правового регулирования, касающихся размера, условий и порядка выплаты этой компенсации, и на основании нормативного правового акта, изданного Правительством РФ.
Исходя из изложенного и с учетом того, что оспариваемая норма сохраняет право работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и в этой части полностью соответствует требованиям частей первой и пятой статьи 325 Трудового кодекса РФ, Верховный Суд РФ решением от 02.08.2012 признал недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 24 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1045, в той части, в которой работники иных, не поименованных в данной норме федеральных государственных учреждений, и члены их семей лишаются права на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2012 решение оставлено без изменения (Дело № АКПИ12-531, АПЛ12-601).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56