Документы
- 15 Февраля, 2013
Законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» определены случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства.
Статья 2 данного Закона определяет следующие понятия: многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц); члены многодетной семьи - супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы).
Согласно статье 3 этого Закона земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом (часть 1). Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона: члены многодетной семьи являются гражданами РФ; родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области; члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области; члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона (часть 3).
Муталибов Ш.А., Шамардина И.А. и Булатов Е. Я. обратились в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений данного Закона в части слов «в возрасте до 18 лет» и « не достигли возраста 18 лет», и, ссылаясь на противоречие Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закону Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», указывали на то, что установленный оспариваемыми нормами возрастной ценз для детей при определении понятий «многодетная семья» и «члены многодетной семьи», а также условий бесплатного предоставления земельных участков нарушает их права и законные интересы, лишает возможности получить меру социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям, у которых некоторые из детей достигли 18-ти лет, но не достигли 23-х лет и продолжают обучаться в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Решением Московского областного суда от 07.08.2012 в удовлетворении требований отказано.
Оставляя решение без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ сослалась на положения Конституции РФ о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, нормы федерального законодательства, регулирующие порядок и условия их реализации, Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей» и Конвенцию о правах ребенка, которая обязывает подписавшую ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу.
При этом отмечено, что для целей поименованной Конвенции ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1).
Аналогичное положение содержится в статье 54 Семейного кодекса РФ, согласно которой ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
В соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ ребёнок приобретает полную дееспособность ранее 18 при вступлении в брак и эмансипации.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим законодатель Московской области, устанавливая механизм реализации бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, не лишён был возможности сформулировать понятие «многодетная семья».
По мнению суда апелляционной инстанции, категории семей, относящихся к многодетным и нуждающихся в бесплатном получения земельных участков, установлены законодателем Московской области с учётом такого критерия, как наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей, что само по себе не может свидетельствовать о противоречии федеральному законодательству, поскольку предусмотренное федеральным законодателем право граждан, имеющих трёх и более детей, получить бесплатный земельный участок для индивидуального жилищного строительства не отменено и не изменено.
Несостоятельными признаны доводы заявителей о том, что понятие «многодетная семья» региональным законодателем сформулировано без учёта статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), а также Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», содержащих нормы о мерах социальной поддержки детей до достижения ими возраста 23 лет.
Судебная коллегия указала, что приведенные законы, являясь актами целевой направленности, не распространяют своё действие на льготное предоставление земельных участков для целей, предусмотренных статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда не имелось оснований для их применения (определение Верховного Суда РФ от 28.11.2012 № 4-АПГ12-19).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
15 Февраля 2013, 11:10
При установлении механизма бесплатного предоставления земельных участков законодатель субъекта РФ не лишен возможности определить понятие «многодетная семья»
Законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» определены случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства.
Статья 2 данного Закона определяет следующие понятия: многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц); члены многодетной семьи - супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы).
Согласно статье 3 этого Закона земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом (часть 1). Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона: члены многодетной семьи являются гражданами РФ; родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области; члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области; члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона (часть 3).
Муталибов Ш.А., Шамардина И.А. и Булатов Е. Я. обратились в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений данного Закона в части слов «в возрасте до 18 лет» и « не достигли возраста 18 лет», и, ссылаясь на противоречие Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закону Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», указывали на то, что установленный оспариваемыми нормами возрастной ценз для детей при определении понятий «многодетная семья» и «члены многодетной семьи», а также условий бесплатного предоставления земельных участков нарушает их права и законные интересы, лишает возможности получить меру социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям, у которых некоторые из детей достигли 18-ти лет, но не достигли 23-х лет и продолжают обучаться в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Решением Московского областного суда от 07.08.2012 в удовлетворении требований отказано.
Оставляя решение без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ сослалась на положения Конституции РФ о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, нормы федерального законодательства, регулирующие порядок и условия их реализации, Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей» и Конвенцию о правах ребенка, которая обязывает подписавшую ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу.
При этом отмечено, что для целей поименованной Конвенции ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья 1).
Аналогичное положение содержится в статье 54 Семейного кодекса РФ, согласно которой ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
В соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ ребёнок приобретает полную дееспособность ранее 18 при вступлении в брак и эмансипации.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим законодатель Московской области, устанавливая механизм реализации бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, не лишён был возможности сформулировать понятие «многодетная семья».
По мнению суда апелляционной инстанции, категории семей, относящихся к многодетным и нуждающихся в бесплатном получения земельных участков, установлены законодателем Московской области с учётом такого критерия, как наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей, что само по себе не может свидетельствовать о противоречии федеральному законодательству, поскольку предусмотренное федеральным законодателем право граждан, имеющих трёх и более детей, получить бесплатный земельный участок для индивидуального жилищного строительства не отменено и не изменено.
Несостоятельными признаны доводы заявителей о том, что понятие «многодетная семья» региональным законодателем сформулировано без учёта статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), а также Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», содержащих нормы о мерах социальной поддержки детей до достижения ими возраста 23 лет.
Судебная коллегия указала, что приведенные законы, являясь актами целевой направленности, не распространяют своё действие на льготное предоставление земельных участков для целей, предусмотренных статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда не имелось оснований для их применения (определение Верховного Суда РФ от 28.11.2012 № 4-АПГ12-19).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56