Документы

  • 18 Апреля, 2013
Ограничение права на занятие педагогической деятельностью распространяется как на лиц, состоящих в трудовых отношениях, так и на лиц, претендующих на заниятие педагогической деятельностью.
Текст

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2013 № 52-ГКПР12-4 удовлетворено представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 07.12.2011, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 25.01.2012, которым отказано в удовлетворении иска прокурора о признании незаконным бездействия начальника отдела образования района по прекращению трудовых отношений с Т. – заведующей детским садом, которая была осуждена приговором Чемальского районного суда от 08.06.2007 по ч. 1 ст. 236 УК РФ (несоблюдение требований санитарного законодательства).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что введенные Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» в Трудовой кодекс Российской Федерации статья 351.1, а также изменения части 2 статьи 331 данного Кодекса, которыми устанавливаются ограничения к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за определенные виды преступлений, обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после 07.01.2011, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 № 387-ФЗ.

Отменяя принятые судебные постановления и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации исходила из следующего.

При внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий лиц, что обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.

Поскольку трудовые отношения носят длящийся характер, эти ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении лиц, которые претендуют на занятие педагогической деятельностью.

Одновременно законодателем введено и новое основание прекращения трудового договора (п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации). Из содержания данной нормы следует, что увольнение по указанному выше основанию обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей лицом в случае возникновения ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом, и не зависит от волеизъявления работодателя.

Факт наличия у Т. судимости за преступление против жизни и здоровья исключает возможность осуществления ею трудовой функции в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних детей, следовательно, трудовой договор с ней подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора, в связи с возникновением ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации с соблюдением установленных данным Кодексом процедур.

                  Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Распечатать Все документы