Документы
- 29 Апреля, 2013
Природоохранный прокурор обратился в городской суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования об обязании ликвидировать несанкционированные свалки путем вывоза отходов на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Определениями городского суда, оставленными без изменения определениями судебной коллегии по гражданским делам окружного суда, прокурору отказано в принятии заявлений на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Отказывая в принятии заявления, суд указал, что ни в исковом порядке, ни в порядке главы 25 ГПК РФ невозможно обязать ответчика ликвидировать свалку, ненадлежащее исполнение требований природо-охранного законодательства может быть обеспечено в порядке применения мер админи-стративного воздействия, т.е. в ином судебном порядке. Кроме того, суд указал, что понуж-дение органа местного самоуправления к принятию мер не предусмотрено ст. 12 ГПК РФ.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая кассационное представление прокурора, с указанными выводами нижестоящих судов не согласилась.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по орга-низации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из заявленных требований, прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него обязанностей в области обращения с отходами, заявления поданы в защиту прав неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
То обстоятельство, что заявленные требования оформлены в форме искового за-явлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку, как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ или подача искового заявления).
В соответствии с требованиями ГПК РФ и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Устав муниципального образования и др.).
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока со-вершить конкретные действия (статья 258 ГПК РФ, пункт 28 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
(Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2013 № 70-КГПР12-4).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
29 Апреля 2013, 14:45
Прокурор вправе обращаться в суд к администрациям муниципальных образований с требованиями об обязании ликвидировать несанкционированные свалки
Природоохранный прокурор обратился в городской суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования об обязании ликвидировать несанкционированные свалки путем вывоза отходов на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Определениями городского суда, оставленными без изменения определениями судебной коллегии по гражданским делам окружного суда, прокурору отказано в принятии заявлений на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Отказывая в принятии заявления, суд указал, что ни в исковом порядке, ни в порядке главы 25 ГПК РФ невозможно обязать ответчика ликвидировать свалку, ненадлежащее исполнение требований природо-охранного законодательства может быть обеспечено в порядке применения мер админи-стративного воздействия, т.е. в ином судебном порядке. Кроме того, суд указал, что понуж-дение органа местного самоуправления к принятию мер не предусмотрено ст. 12 ГПК РФ.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая кассационное представление прокурора, с указанными выводами нижестоящих судов не согласилась.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по орга-низации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из заявленных требований, прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него обязанностей в области обращения с отходами, заявления поданы в защиту прав неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
То обстоятельство, что заявленные требования оформлены в форме искового за-явлении, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку, как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ или подача искового заявления).
В соответствии с требованиями ГПК РФ и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Устав муниципального образования и др.).
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока со-вершить конкретные действия (статья 258 ГПК РФ, пункт 28 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
(Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2013 № 70-КГПР12-4).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56