Документы
- 17 Июня, 2013
Прокурор района Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Х. к Правительству Тюменской области и к Администрации муниципального района о внесении Х. в списки на получение вне очереди жилой площади как ребенка - сироту и предоставлении ему жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям не менее 18 кв.м. общей площади.
Решением районного суда иск прокурора района удовлетворен. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда решение суда первой инстанции отменено. Принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Рассматривая заявленные требования, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. Поскольку Х. на момент рассмотрения дела достиг возраста 34 лет и не состоит на учете нуждающихся в жилье, то он утратил право на социальную поддержку от государства по категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая кассационное представление прокурора, с указанными выводами апелляционной инстанции не согласилась.
Действовавший на момент возникновения у истца права на жилое помещение п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 22.08.95) предусматривал, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Такое право сохранялось за ними как в последующей редакции данной нормы закона, так и в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции.
Указывая в качестве основания отказа в иске то обстоятельство, что Х. лично не обратился в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с положениями ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на момент обращения администрации учебно-воспитательного комплекса в интересах ребенка-сироты в орган местного самоуправления, на администрацию учреждений, в которых полностью осуществлялось воспитание находившихся там детей, возлагалось выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих подопечных.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что у администрации района возникла обязанность предоставить Х. по социальному найму вне очереди надлежащее жилое помещение, соответствует как установленным обстоятельствам дела, так и нормам материального права. Данная обязанность не исполнена, жилье ребенку-сироте не предоставлено.
Федеральным законом от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5), включая гарантии по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8).
Законом Тюменской области от 09.11.2011 № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» муниципальный район был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области по договорам социального найма гражданам, имеющим на это право, и по заключению с ними договора социального найма таких жилых помещений (ст. 27).
С учетом изложенного Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации принято решение об отмене определения апелляционной инстанции Тюменского областного суда и оставлении в силе решения районного суда.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
17 Июня 2013, 16:56
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по социальному найму жилое помещение ребенку-сироте не является основанием для лишения такого лица права на его получение.
Прокурор района Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Х. к Правительству Тюменской области и к Администрации муниципального района о внесении Х. в списки на получение вне очереди жилой площади как ребенка - сироту и предоставлении ему жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям не менее 18 кв.м. общей площади.
Решением районного суда иск прокурора района удовлетворен. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда решение суда первой инстанции отменено. Принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Рассматривая заявленные требования, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. Поскольку Х. на момент рассмотрения дела достиг возраста 34 лет и не состоит на учете нуждающихся в жилье, то он утратил право на социальную поддержку от государства по категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая кассационное представление прокурора, с указанными выводами апелляционной инстанции не согласилась.
Действовавший на момент возникновения у истца права на жилое помещение п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 22.08.95) предусматривал, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Такое право сохранялось за ними как в последующей редакции данной нормы закона, так и в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции.
Указывая в качестве основания отказа в иске то обстоятельство, что Х. лично не обратился в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с положениями ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на момент обращения администрации учебно-воспитательного комплекса в интересах ребенка-сироты в орган местного самоуправления, на администрацию учреждений, в которых полностью осуществлялось воспитание находившихся там детей, возлагалось выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих подопечных.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что у администрации района возникла обязанность предоставить Х. по социальному найму вне очереди надлежащее жилое помещение, соответствует как установленным обстоятельствам дела, так и нормам материального права. Данная обязанность не исполнена, жилье ребенку-сироте не предоставлено.
Федеральным законом от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5), включая гарантии по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8).
Законом Тюменской области от 09.11.2011 № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» муниципальный район был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области по договорам социального найма гражданам, имеющим на это право, и по заключению с ними договора социального найма таких жилых помещений (ст. 27).
С учетом изложенного Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации принято решение об отмене определения апелляционной инстанции Тюменского областного суда и оставлении в силе решения районного суда.
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56