Документы
- 05 Декабря, 2013
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 04. 07. 1998 № 8-РЗ «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республики» (далее – Закон Республики) квалификационные требования к уровню профессионального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе следующих типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы:
б) для замещения иных высших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности;
в) для замещения главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. «б» и «в» ч. 1 ст. 12 Закона Республики в той мере, в какой они устанавливают дополнительные условия для замещения должностей муниципальной службы, требующие наличия высшего образования, соответствующего направлению деятельности, указывая, что подобного условия федеральным законодательством непредусмотрено.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемое нормативное правовое регулирование не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Прокурором Республики принесено апелляционное представление о неправильном применение судом норм материального права при принятии решения.
Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Статьей 8 указанного Федерального закона установлена классификация должностей по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы). Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются, в том числе к уровню профессионального образования. Указанные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ закреплено положение о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.
Такая же норма содержится в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ст. 12 данного Федерального закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются актами государственного органа с учётом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Под государственным органом в данном случае подразумевается наниматель, сторона трудового договора (контракта).
Из анализа приведенных законоположений следует, что типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, а требования к направлению профессионального образования, соответствующего специфике деятельности органа местного самоуправления, а также обязанностям по замещаемой муниципальной должности, то есть к специализации, - правовыми актами органов местного самоуправления, выступающих стороной в трудовом договоре (контракте).
Указанные суждения согласуются и с установлениями ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, в части 1 которой отражено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на определение лишь типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с классификацией последних. Установление квалификационных требований к направлению профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы составляет предмет полномочий органов местного самоуправления.
Из содержания оспариваемых положений усматривается, что Законом Республики регламентированы не только типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения высших и главных должностей муниципальной службы в Кабардино- Балкарской Республике, но и иные, не предусмотренные федеральным законом требования, что не согласуется с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, и выходит за пределы полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судебной коллегией по административным делами Верховного Суда РФ принято новое решение об удовлетворении заявления прокурора Кабардино-Балкарской Республики (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2013 № 21-АПГ13-3).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
05 Декабря 2013, 09:00
Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 04. 07. 1998 № 8-РЗ «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республики» (далее – Закон Республики) квалификационные требования к уровню профессионального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе следующих типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы:
б) для замещения иных высших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности;
в) для замещения главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. «б» и «в» ч. 1 ст. 12 Закона Республики в той мере, в какой они устанавливают дополнительные условия для замещения должностей муниципальной службы, требующие наличия высшего образования, соответствующего направлению деятельности, указывая, что подобного условия федеральным законодательством непредусмотрено.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемое нормативное правовое регулирование не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Прокурором Республики принесено апелляционное представление о неправильном применение судом норм материального права при принятии решения.
Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Статьей 8 указанного Федерального закона установлена классификация должностей по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы). Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются, в том числе к уровню профессионального образования. Указанные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ закреплено положение о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.
Такая же норма содержится в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ст. 12 данного Федерального закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются актами государственного органа с учётом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Под государственным органом в данном случае подразумевается наниматель, сторона трудового договора (контракта).
Из анализа приведенных законоположений следует, что типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, а требования к направлению профессионального образования, соответствующего специфике деятельности органа местного самоуправления, а также обязанностям по замещаемой муниципальной должности, то есть к специализации, - правовыми актами органов местного самоуправления, выступающих стороной в трудовом договоре (контракте).
Указанные суждения согласуются и с установлениями ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, в части 1 которой отражено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на определение лишь типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с классификацией последних. Установление квалификационных требований к направлению профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы составляет предмет полномочий органов местного самоуправления.
Из содержания оспариваемых положений усматривается, что Законом Республики регламентированы не только типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования для замещения высших и главных должностей муниципальной службы в Кабардино- Балкарской Республике, но и иные, не предусмотренные федеральным законом требования, что не согласуется с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, и выходит за пределы полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судебной коллегией по административным делами Верховного Суда РФ принято новое решение об удовлетворении заявления прокурора Кабардино-Балкарской Республики (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2013 № 21-АПГ13-3).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56