Документы

  • 05 Декабря, 2013
О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия)
Текст

Согласно части 3 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» народному депутату, осуществляющему депутатские полномочия без отрыва от основной работы, гарантируется страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности.

Пунктами 2-6 части 1 статьи 25.2 Закона лицам, замещавшим должность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), после истечения срока их полномочий (кроме случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями) установлены социальные гарантии: право на обеспечение автомашиной; право на возмещение один раз в год транспортных расходов при пользовании на территории Республики Саха (Якутия) воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом; право на пользование на территории Республики Саха (Якутия) залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов; право на медицинское обслуживание, которое предоставлялось им на день прекращения полномочий народного депутата, в том числе медицинское обследование один раз в год в государственном учреждении «Республиканская больница № 1 - Национальный центр медицины»; право на ежегодное санаторно-курортное лечение (в том числе одного неработающего члена семьи) в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, с оплатой проезда к месту лечения и обратно в пределах территории РФ.

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) оспорил указанные нормы в суде, считая их противоречащими федеральному законодательству. Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16.05.2013 заявление прокурора удовлетворено частично, признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда часть 3 статьи 18 Закона в части слов «и страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности», а также пункт 2 части 1 статьи 25.2 Закона, в остальной части заявленных требований отказано.

 В апелляционном представлении прокурора Прокуратуры Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

 Удовлетворяя апелляционное представление прокурора, Судебная коллегия указала следующее.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривается право субъекта Российской Федерации на установление конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации гарантий депутатской деятельности. Оспариваемыми нормами Закона Республики Саха (Якутия) устанавливаются гарантии трудовых прав народного депутата (статья 18) и меры социальной защиты лиц, замещавших должность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) (статья 25.2). Согласно части 2 статьи 25.2 Закона средства на финансирование расходов, предусмотренных указанной статьёй, предусматриваются в смете расходов Государственного Собрания и утверждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05.04.2013 № 7-П указал, что законодательное установление, в частности, единовременной денежной выплаты депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной основе, при прекращении их полномочий является полномочием самого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. При этом законодатель должен учитывать, что такая гарантия, как единовременная денежная выплата, направлена на обеспечение депутатам дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам, а также обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта РФ и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства РФ.

Из оспариваемых прокурором норм усматривается, что установленные законодательным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) меры социальной защиты лиц, замещавших должность Председателя Государственного Собрания, не направлены на обеспечение дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам и носят бессрочный характер.

Кроме того, из анализа бюджетного законодательства Республики Саха (Якутия), в частности Законов Республики Саха (Якутия) об утверждении отчётов об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2010 год, за 2011 год, за 2012 год, Закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2013 год следует, что бюджет республики является дефицитным, субъект относится к числу дотационных регионов России.

В связи с этим Республика Саха (Якутия) ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ. Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности республики, а также низкие показатели уровня социальной защищённости населения, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что установление оспариваемыми нормами мер социальной защиты лицам, замещавшим должность Председателя Государственного Совета Республики Саха (Якутия) не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям вышеуказанного федерального законодательства.

При таких обстоятельствах, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующими пунктов 3-6 части 1 статьи 25.2 Закона подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2013 № 74-АПГ13-10).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Распечатать Все документы