Документы
- 01 Декабря, 2014
Основанием для отмены постановления суда первой инстанции послужило неправильное применение норм материального права.
Так, в решении Верховного Суда Республики Калмыкия указано, что оспариваемые нормативные правовые акты, утверждающие коэффициенты оценки для расчета инвентаризационной стоимости принадлежащих гражданам на праве собственности строений, помещений и сооружений в целях налогообложения, не содержат положений, регулирующих вопросы налогообложения имущества физических лиц, и, следовательно, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Однако именно с применением коэффициентов оценки, утвержденных оспариваемыми нормативными правовыми актами, определяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества, из размера которой подлежит исчислению к уплате налог на имущество физических лиц (пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц.»
Анализ содержания статей 1, 2, 4 Налогового кодекса Российской Федерации в системном единстве с положениями статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" свидетельствует о том, что правовое регулирование налога на имущество физических лиц, в том числе на строения, помещения и сооружения, носит комплексный характер, поскольку его взыскание обеспечивается не только актами налогового законодательства, но и законодательством в области оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в силу того, что данные нормы определяют формирование налоговой базы налога на имущество физических лиц.
Следовательно региональные нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты оценки для расчета инвентаризационной стоимости имущества, подлежащего налогообложению, должны приниматься с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Между тем, как следует из содержания оспариваемых правовых предписаний, действие их во времени распространено на правоотношения, возникшие с 1 января налогового периода, независимо от дат принятия названных постановлений Правительства Республики Калмыкия (31 декабря 2009 г., 31 января 2011 г., 3 июля 2012 г.) и их опубликования (4 февраля 2010 г., 9 февраля 2011 г., 3 июля 2012 г.), что противоречит ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями части 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29 ноября 2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о необходимости признания оспариваемых норм в той мере, в какой установленные в них коэффициенты оценки применяются для расчета инвентаризационной стоимости имущества к ценам 1991 года для целей налогообложения, недействующими со дня вступления решения в законную силу. (Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2014 N 42-АПГ14-3).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
01 Декабря 2014, 17:42
Верховным Судом РФ признаны недействующими отдельные положения постановлений Правительства Республики Калмыкия, устанавливающие коэффициенты оценки строений, помещений и сооружений для целей налогообложения физических лиц
Основанием для отмены постановления суда первой инстанции послужило неправильное применение норм материального права.
Так, в решении Верховного Суда Республики Калмыкия указано, что оспариваемые нормативные правовые акты, утверждающие коэффициенты оценки для расчета инвентаризационной стоимости принадлежащих гражданам на праве собственности строений, помещений и сооружений в целях налогообложения, не содержат положений, регулирующих вопросы налогообложения имущества физических лиц, и, следовательно, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Однако именно с применением коэффициентов оценки, утвержденных оспариваемыми нормативными правовыми актами, определяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества, из размера которой подлежит исчислению к уплате налог на имущество физических лиц (пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц.»
Анализ содержания статей 1, 2, 4 Налогового кодекса Российской Федерации в системном единстве с положениями статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" свидетельствует о том, что правовое регулирование налога на имущество физических лиц, в том числе на строения, помещения и сооружения, носит комплексный характер, поскольку его взыскание обеспечивается не только актами налогового законодательства, но и законодательством в области оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в силу того, что данные нормы определяют формирование налоговой базы налога на имущество физических лиц.
Следовательно региональные нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты оценки для расчета инвентаризационной стоимости имущества, подлежащего налогообложению, должны приниматься с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Между тем, как следует из содержания оспариваемых правовых предписаний, действие их во времени распространено на правоотношения, возникшие с 1 января налогового периода, независимо от дат принятия названных постановлений Правительства Республики Калмыкия (31 декабря 2009 г., 31 января 2011 г., 3 июля 2012 г.) и их опубликования (4 февраля 2010 г., 9 февраля 2011 г., 3 июля 2012 г.), что противоречит ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положениями части 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29 ноября 2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о необходимости признания оспариваемых норм в той мере, в какой установленные в них коэффициенты оценки применяются для расчета инвентаризационной стоимости имущества к ценам 1991 года для целей налогообложения, недействующими со дня вступления решения в законную силу. (Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2014 N 42-АПГ14-3).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56
