Документы
- 02 Декабря, 2014
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 отменено определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 ноября 2013 года, которым прокурору Белгородской области отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения руководителя следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области от 5 июля 2013 года об отказе в предоставлении сведений (списков) в отношении федеральных государственных и федеральных государственных гражданских служащих данного органа, которые в 2012-2013 годах предоставляли сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием их персональных данных.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела сочла ошибочными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у органов прокуратуры полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации.
Судом указано, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (статья 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (часть 1 статьи 21 и статья 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Из системного толкования приведённых правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», а также, реализуя полномочия по надзору за исполнением указанного федерального закона, вправе затребовать у руководителя проверяемых органов, включая следственное управление Следственного комитета России по Белгородской области, информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Отказ следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве.
С учетом изложенного требования прокурора Белгородской области о предоставлении письменной информации об исполнении предписаний законодательства о противодействии коррупции, а также о предоставлении сведений в отношении федеральных государственных и федеральных государственных гражданских служащих следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области признаны Верховным Судом Российской Федерации соответствующими действующему законодательству. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 № 57-КГПР14-5).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
02 Декабря 2014, 17:45
Верховным Судом РФ подтверждено право прокуратуры истребовать из cледственного комитета РФ информацию об исполнении предписаний законодательства о противодействии коррупции
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 отменено определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 ноября 2013 года, которым прокурору Белгородской области отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения руководителя следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области от 5 июля 2013 года об отказе в предоставлении сведений (списков) в отношении федеральных государственных и федеральных государственных гражданских служащих данного органа, которые в 2012-2013 годах предоставляли сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием их персональных данных.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела сочла ошибочными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у органов прокуратуры полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации.
Судом указано, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (статья 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (часть 1 статьи 21 и статья 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Из системного толкования приведённых правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», а также, реализуя полномочия по надзору за исполнением указанного федерального закона, вправе затребовать у руководителя проверяемых органов, включая следственное управление Следственного комитета России по Белгородской области, информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Отказ следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве.
С учетом изложенного требования прокурора Белгородской области о предоставлении письменной информации об исполнении предписаний законодательства о противодействии коррупции, а также о предоставлении сведений в отношении федеральных государственных и федеральных государственных гражданских служащих следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области признаны Верховным Судом Российской Федерации соответствующими действующему законодательству. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 № 57-КГПР14-5).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 987-56-56