Документы

  • 25 Ноября, 2013
Информация по делу «Загидулина против России» жалоба № 11737/06
Текст

В постановлении по делу «Загидулина против России», вступившим в силу 02.08.2013, Европейский Суд по правам человека констатировал нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции в связи с рассмотрением районным судом вопроса о принудительном помещении заявительницы в психиатрический стационар в ее отсутствие.

Обращаясь в Европейский Суд, заявительница утверждал, что, во-первых, принудительная госпитализация в психиатрическое учреждение не была обусловлена ее фактическим психическим здоровьем, во-вторых, что судебное разбирательство по данному делу было несправедливым, поскольку она была лишена возможности участвовать в нем лично или через своих представителей.

Европейский Суд, признав жалобу заявительницы приемлемой, в постановлении повторил, что подпункт «е» пункта 1 статьи 5 Конвенции допускает лишение «душевнобольных» свободы только при соблюдении материальных и процессуальных требований для такого лишения свободы. Так, при санкционировании принудительной госпитализации лиц, страдающих от психического расстройства, национальные органы должны достоверно установить, что вид и степень психического расстройства делает необходимым лишение человека свободы. С процессуальной стороны производство по делам о принудительной госпитализации лица в психиатрический стационар должно быть «справедливым и надлежащим» и исключать возможность произвола.

В рассматриваемом деле Европейский Суд принял во внимание тот факт, что причиной изначальных действий национальных органов и госпитализации заявительницы в психиатрическую больницу было ее беспокойное и бредовое состояние, в котором она находилась во время посещения дочери в Психиатрической больнице № 1 г. Москвы. На следующий день после госпитализации заявительница была осмотрена комиссией врачей – психиатров, которая определила соответствующий диагноз заболевания, установила, что она представляет опасность для себя и окружающих, и рекомендовала поместить ее в стационар для принудительного психиатрического лечения. В тот же день в национальный суд было подано заявление о принудительной госпитализации на основании статьи 29 Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Таким образом, Европейский Суд установил, что национальные органы полностью выполнили требования к освидетельствованию лиц, помещенных в психиатрический стационар в недобровольном порядке, предусмотренные статьей 32 указанного Закона Российской Федерации.

При изучении вопроса о том, было ли обеспечено при рассмотрении дела о принудительной госпитализации заявительницы в психиатрический стационар «справедливое и надлежащее производство» Европейский Суд отметил, что в заседании суда принимали участие прокурор, а также лечащий психиатр заявительницы и представитель психиатрической больницы, которые ходатайствовали о проведении слушания в отсутствие заявительницы, поскольку она не могла принимать в нем участие по медицинским показаниям. При этом, вопреки нормам национального законодательства, заседание было проведено без участия заявительницы или ее представителя.

Как отметил Европейский Суд, заслушивание заявительницы лично или лица, представляющего ее интересы, было необходимым условием для обеспечения «справедливого и надлежащего производства по делу».

Соответственно Европейский Суд постановил, что имело место нарушение подпункта «е» пункта 1 статьи 5 Конвенции.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

 

Распечатать Все документы