Прокурор разъясняет
- 22 Сентября 2016, 12:52
Урегулирование конфликта интересов считается одним из основных антикоррупционных механизмов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
В свою очередь, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным или муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Типовые ситуации, при которых возникновение конфликта интересов на службе является наиболее вероятным, перечислены в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования». Так, конфликт интересов может быть связан с:
- выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнением иной оплачиваемой работы;
- владением ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получением подарков и услуг;
- имущественными обязательствами и судебными разбирательствами;
- взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы;
- явным нарушением государственным служащим установленных запретов.
Частью 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗ установлена обязанность служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возможности возникновения или возникшем конфликте интересов. Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Следует отметить, что в силу части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ государственный и муниципальный служащий, в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.При этом частью 2 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ установлено, что лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Немаловажную роль в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов играют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Правовой основой создания таких комиссий являются положения статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», нормативные акты органов государственной власти о создании комиссий.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. В случае, если данное лицо владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать последние в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Понятие и порядок урегулирования конфликта интересов на государственной службе
Урегулирование конфликта интересов считается одним из основных антикоррупционных механизмов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
В свою очередь, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным или муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Типовые ситуации, при которых возникновение конфликта интересов на службе является наиболее вероятным, перечислены в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования». Так, конфликт интересов может быть связан с:
- выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнением иной оплачиваемой работы;
- владением ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получением подарков и услуг;
- имущественными обязательствами и судебными разбирательствами;
- взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы;
- явным нарушением государственным служащим установленных запретов.
Частью 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗ установлена обязанность служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возможности возникновения или возникшем конфликте интересов. Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Следует отметить, что в силу части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ государственный и муниципальный служащий, в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.При этом частью 2 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ установлено, что лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Немаловажную роль в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов играют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Правовой основой создания таких комиссий являются положения статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», нормативные акты органов государственной власти о создании комиссий.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. В случае, если данное лицо владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать последние в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 785-70-00 (313)
Телефон: +7 (495) 785-70-00 (160)
Телефон: +7 (495) 785-70-00 (114)