Прокурор разъясняет
- 29 Ноября 2011, 15:30
Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 1 августа 2011 года (отдельные положения вступят в силу 1 января 2012 года), установлен ряд особенностей проведения плановых и внеплановых проверок при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).
Изменения коснулись оснований проведения проверок, их согласования с органами прокуратуры, сроков проведения, периодичности проверок, а также порядка направления уведомлений юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, чья деятельность подлежит проверке.
Так, согласно изменениям, внесенным в Воздушный кодекс Российской Федерации, одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступившая из различных источников (обращения граждан, сведения органов власти и СМИ) информация об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда.
По названному основанию проверка может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры. При этом не допускается предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о ее проведении (ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
Особенности осуществления плановых и внеплановых проверок установлены также в сфере транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта), безопасности гидротехнических сооружений, пожарного надзора и др.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)». За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, а также за действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, установлена административная ответственность. При этом предусмотрено, что за повторное совершение действий (бездействия), повлекших невозможность проведения или завершения проверки, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до одного года, а юридическое лицо будет подвергнуто штрафу в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
За несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства при проведении контрольных мероприятий установлена ответственностьв виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Кроме того, в случае проведения проверки с грубым нарушением требований федерального законодательства на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя ее результаты вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом признаются недействительными (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора)
Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 1 августа 2011 года (отдельные положения вступят в силу 1 января 2012 года), установлен ряд особенностей проведения плановых и внеплановых проверок при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).
Изменения коснулись оснований проведения проверок, их согласования с органами прокуратуры, сроков проведения, периодичности проверок, а также порядка направления уведомлений юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, чья деятельность подлежит проверке.
Так, согласно изменениям, внесенным в Воздушный кодекс Российской Федерации, одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступившая из различных источников (обращения граждан, сведения органов власти и СМИ) информация об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда.
По названному основанию проверка может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры. При этом не допускается предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о ее проведении (ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
Особенности осуществления плановых и внеплановых проверок установлены также в сфере транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта), безопасности гидротехнических сооружений, пожарного надзора и др.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)». За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, а также за действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, установлена административная ответственность. При этом предусмотрено, что за повторное совершение действий (бездействия), повлекших невозможность проведения или завершения проверки, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до одного года, а юридическое лицо будет подвергнуто штрафу в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
За несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства при проведении контрольных мероприятий установлена ответственностьв виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Кроме того, в случае проведения проверки с грубым нарушением требований федерального законодательства на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя ее результаты вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом признаются недействительными (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Все права защищены
Телефон: +7 (495) 785-70-00 (313)
Телефон: +7 (495) 785-70-00 (160)
Телефон: +7 (495) 785-70-00 (114)