Прокурор разъясняет
- 13 Марта 2015, 09:52
Президиум Суда по интеллектуальным правам 28.03.2014 принял постановление № СП-21/4, в котором разъяснил некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении споров по использованию доменных имен, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками или иными средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Аналогичная норма содержится в подпункте 5 пункта 2 статьи 1519 ГК РФ, который предусматривает, что использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Исключительному праву на использование товарного знака как абсолютному праву корреспондирует обязанность неопределенного круга третьих лиц по недопущению использования обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарным знаком правообладателя в отношении однородных товаров.
По общему правилу нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.
Нарушением же исключительного права на общеизвестный товарный знак, правовая охрана которого распространяется также и на неоднородные товары, является уже сам факт регистрации доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, а действия по такой регистрации (в том числе с учетом обстоятельств его последующего использования) могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.
Правомочие на защиту исключительного права на товарный знак реализуется на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ, в том числе путем предъявления в суд искового требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, например, требование об обязании удалить и более не размещать информацию о конкретных видах товаров на соответствующем сайте.
Требование о возмещении убытков за незаконное использование товарного знака при использовании доменного имени может быть предъявлено к администратору доменного имени и лицу, фактически использовавшему доменное имя, причем заключение договора «об аренде доменного имени» не снимает с администратора доменного имени ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак. При наличии соответствующих оснований администратор вправе предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию об однородных товарах на соответствующем ресурсе сети «Интернет», под спорным доменным именем.
СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ ОБОБЩИЛ ПРАКТИКУ РАССМОТРЕНИЯ ДОМЕННЫХ СПОРОВ
Президиум Суда по интеллектуальным правам 28.03.2014 принял постановление № СП-21/4, в котором разъяснил некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении споров по использованию доменных имен, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками или иными средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Аналогичная норма содержится в подпункте 5 пункта 2 статьи 1519 ГК РФ, который предусматривает, что использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Исключительному праву на использование товарного знака как абсолютному праву корреспондирует обязанность неопределенного круга третьих лиц по недопущению использования обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарным знаком правообладателя в отношении однородных товаров.
По общему правилу нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.
Нарушением же исключительного права на общеизвестный товарный знак, правовая охрана которого распространяется также и на неоднородные товары, является уже сам факт регистрации доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, а действия по такой регистрации (в том числе с учетом обстоятельств его последующего использования) могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.
Правомочие на защиту исключительного права на товарный знак реализуется на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ, в том числе путем предъявления в суд искового требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, например, требование об обязании удалить и более не размещать информацию о конкретных видах товаров на соответствующем сайте.
Требование о возмещении убытков за незаконное использование товарного знака при использовании доменного имени может быть предъявлено к администратору доменного имени и лицу, фактически использовавшему доменное имя, причем заключение договора «об аренде доменного имени» не снимает с администратора доменного имени ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак. При наличии соответствующих оснований администратор вправе предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию об однородных товарах на соответствующем ресурсе сети «Интернет», под спорным доменным именем.
Все права защищены
Телефон: +7 (347) 272-64-65
Телефон: +7 (347) 272-71-42
Телефон: +7 (347) 276-28-46