Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство
- 23 Ноября 2023, 17:13
Разъясняет управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью
Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) в Российской Федерации вновь, по истечению 20 лет, был возрожден институт административного надзора за лицами наиболее общественно опасной категории, освобожденными из мест лишения свободы. Поводом к принятию Закона послужила сложившаяся в стране криминогенная обстановка и выделяющийся на ее фоне рост рецидивной преступности. Согласно статистическим данным МВД России примерно половина лиц, содержащихся в исправительных учреждения, осуждается повторно.
Целью административного надзора является предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений подконтрольными лицами, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия для защиты интересов общества и государства. В обязательном порядке такой надзор устанавливается судом в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при рецидиве преступлений, то есть представляющими социальную опасность.
В остальных случаях устанавливается, если лицо: 1) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Указанный надзор осуществляется органами внутренних дел и представляет собой контроль за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных в отношении него судом временных ограничений его прав и свобод. При установлении административного надзора могут быть наложены следующие ограничения и обязанности: обязанность являться в органы внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц, запрещение выезда за пределы муниципального района (города) и пребывания в определенных местах, ограничение на посещение массовых мероприятий и участие в них, обязательство нахождения по месту жительства в определенное время суток.
В целях реализации указанных положений Закона в 2011 г. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен статьей 314.1, предусматривающей ответственность за уклонение от административного надзора, а позже (31.12.2014) эта статья восполнена частью 2, которая криминализирует неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, сопряженное с совершением данным лицом административных правонарушений определенной категории. Основанием для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ может послужить неприбытие лица, в отношении которого установлен административный надзор, по месту жительства в срок, установленный в предписании исправительного учреждения, а также смена места жительства без уведомления органов внутренних дел. Исключением является наличие уважительных причин, например, тяжелое заболевание или чрезвычайная ситуация, в связи с которыми у лица отсутствовала возможность осуществить возложенные на него обязанности.
Также к уголовной ответственности подлежит лицо, которое покинуло место своего проживания с целью уклонения от административного надзора. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительных работ на срок до двух лет, а также в виде лишения свободы сроком до одного года. Уголовно наказуемым деянием по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ является несоблюдение таких ограничений лицом, которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по ч. 1 и по ч. 3 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несоблюдение установленных ему ограничений. Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Несоблюдение установленных судом административных ограничений считается сопряженным с совершением перечисленных в ч. 2 ст. 314.1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно. В частности, если указанные правонарушения совершаются во время нахождения поднадзорного лица в запрещенных для пребывания местах, во время посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета или во время пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток (ночью).
Судом за подобное деяние, кроме тех, которые предусмотрены частью 1, может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев. Таким образом, административный надзор является действенной формой профилактики правонарушений для названной категории лиц.
Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений
Разъясняет управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью
Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) в Российской Федерации вновь, по истечению 20 лет, был возрожден институт административного надзора за лицами наиболее общественно опасной категории, освобожденными из мест лишения свободы. Поводом к принятию Закона послужила сложившаяся в стране криминогенная обстановка и выделяющийся на ее фоне рост рецидивной преступности. Согласно статистическим данным МВД России примерно половина лиц, содержащихся в исправительных учреждения, осуждается повторно.
Целью административного надзора является предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений подконтрольными лицами, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия для защиты интересов общества и государства. В обязательном порядке такой надзор устанавливается судом в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при рецидиве преступлений, то есть представляющими социальную опасность.
В остальных случаях устанавливается, если лицо: 1) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Указанный надзор осуществляется органами внутренних дел и представляет собой контроль за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных в отношении него судом временных ограничений его прав и свобод. При установлении административного надзора могут быть наложены следующие ограничения и обязанности: обязанность являться в органы внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц, запрещение выезда за пределы муниципального района (города) и пребывания в определенных местах, ограничение на посещение массовых мероприятий и участие в них, обязательство нахождения по месту жительства в определенное время суток.
В целях реализации указанных положений Закона в 2011 г. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен статьей 314.1, предусматривающей ответственность за уклонение от административного надзора, а позже (31.12.2014) эта статья восполнена частью 2, которая криминализирует неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, сопряженное с совершением данным лицом административных правонарушений определенной категории. Основанием для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ может послужить неприбытие лица, в отношении которого установлен административный надзор, по месту жительства в срок, установленный в предписании исправительного учреждения, а также смена места жительства без уведомления органов внутренних дел. Исключением является наличие уважительных причин, например, тяжелое заболевание или чрезвычайная ситуация, в связи с которыми у лица отсутствовала возможность осуществить возложенные на него обязанности.
Также к уголовной ответственности подлежит лицо, которое покинуло место своего проживания с целью уклонения от административного надзора. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительных работ на срок до двух лет, а также в виде лишения свободы сроком до одного года. Уголовно наказуемым деянием по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ является несоблюдение таких ограничений лицом, которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по ч. 1 и по ч. 3 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несоблюдение установленных ему ограничений. Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Несоблюдение установленных судом административных ограничений считается сопряженным с совершением перечисленных в ч. 2 ст. 314.1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно. В частности, если указанные правонарушения совершаются во время нахождения поднадзорного лица в запрещенных для пребывания местах, во время посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета или во время пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток (ночью).
Судом за подобное деяние, кроме тех, которые предусмотрены частью 1, может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев. Таким образом, административный надзор является действенной формой профилактики правонарушений для названной категории лиц.
Все права защищены
Телефон: +7 (347) 272-64-65
Телефон: +7 (347) 272-71-42
Телефон: +7 (347) 276-28-46