Прокурор разъясняет
- 04 Июля 2025, 13:29
Современное состояние правового регулирования семейных отношений с участием несовершеннолетних в Российской Федерации выявляет наличие целого ряда системных проблем, обусловленных как концептуальной недоработанностью правового механизма, так и фрагментарностью, а в ряде случаев – противоречивостью нормативного массива, регулирующего такие отношения. Объектом научного интереса в данной сфере являются, прежде всего, отношения между несовершеннолетними детьми и их законными представителями – родителями, опекунами, а также публично-правовые отношения с участием органов опеки и попечительства.
Прежде всего, следует отметить, что правовой статус несовершеннолетнего в семейных правоотношениях во многом определяется его ограниченной дееспособностью. Так, в соответствии с нормами Семейного и Гражданского кодексов Российской Федерации, «несовершеннолетний в силу возраста не способен самостоятельно реализовывать имущественные права в полном объеме». Родители, как законные представители, осуществляют действия от имени ребенка, управляют принадлежащим ему имуществом, а также выражают его волю при участии в гражданском обороте. Однако при этом отсутствует четкая правовая конструкция, регламентирующая механизмы осуществления этих полномочий. В частности, статья 60 Семейного кодекса содержит лишь отсылочные нормы, бланкетного характера, в силу чего детальное регулирование осуществляется посредством применения положений гражданского законодательства, в том числе статей 26, 28, 37 ГК РФ. Этот подход приводит к подмене семейно-правовой сущности отношений гражданско-правовой моделью, что вступает в противоречие с принципами правовой специфики семьи как социального института.
Кроме того, анализ норм действующего законодательства свидетельствует о наличии пробелов в правовом регулировании вопросов управления имуществом ребенка. Так, в действующей редакции Семейного кодекса отсутствует специальная норма, регулирующая полномочия родителей по распоряжению имуществом несовершеннолетнего. Указанные отношения носят особый характер, возникая вне рамок договорных обязательств, на основе факта совместного проживания и ведения общего хозяйства, что прямо противоречит принципам гражданско-правового регулирования, основанного на договорной модели и юридическом равенстве сторон.
Следует подчеркнуть, что семейное право, регулируя имущественные отношения родителей и детей, исходит из приоритета интересов ребенка и специфики внутрисемейных связей. Обязанности по содержанию ребенка, обеспечению условий его проживания и развития, а также по управлению принадлежащим ему имуществом, не являются результатом волеизъявления сторон, а возлагаются на родителей в силу закона. Между тем, отсутствует нормативное закрепление механизма учета мнения самого ребенка при решении имущественных вопросов. Статья 57 СК РФ, предусматривающая право ребенка выражать свое мнение, ограничивается лишь сферой личных неимущественных отношений и не применяется в области имущественного регулирования, что, безусловно, требует пересмотра с учетом современных международных стандартов, включая положения Конвенции ООН о правах ребенка.
В научной литературе обоснованно акцентируется внимание на: «необходимости признания за ребенком, достигшим определенного возраста, права быть заслушанным при решении вопросов, затрагивающих его имущественные интересы». В частности, речь идет о праве выражать мнение при совершении сделок с имуществом, принадлежащим ребенку, при разделе имущества родителей, при спорах о праве пользования жилыми помещениями. Действующее правовое регулирование фактически игнорирует этот аспект, оставляя ребенка вне процесса принятия решений, что противоречит как международным правовым стандартам, так и основным началам российского семейного законодательства.
Особую проблематику представляет собой статус несовершеннолетнего родителя. В соответствии со статьями 62 и 63 СК РФ, «несовершеннолетнему родителю предоставляется право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании, однако по факту выполнение родительских функций возлагается на назначенного опекуна». Здесь возникает коллизия между нормами СК РФ и положениями Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в частности, в части прекращения опеки над ребенком несовершеннолетнего родителя: СК РФ указывает на возможность прекращения опеки по достижении родителем 16 лет, тогда как ФЗ № 48-ФЗ устанавливает порог в 18 лет. Подобное противоречие порождает правовую неопределенность и подрывает системность правового регулирования, препятствуя формированию эффективного института защиты прав ребенка.
В целях устранения выявленной нормативной коллизии между Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также обеспечения единообразия в определении степени дееспособности несовершеннолетних родителей, представляется необходимым внести редакционные изменения в статью 62 СК РФ, в частности — в пункт 2, с учетом следующей научно обоснованной позиции.
Предлагаемая новая редакция пункта 2 статьи 62 СК РФ может быть сформулирована следующим образом:
«2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства приобретают право самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими полной дееспособности, наступающей в соответствии с гражданским законодательством. До приобретения полной дееспособности несовершеннолетними родителями, их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями с учетом их возраста, уровня зрелости и возможностей. Возникшие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями разногласия разрешаются органом опеки и попечительства».
Таким образом, проблематика регулирования семейных отношений с участием несовершеннолетних заключается в системной несогласованности норм различных отраслей права, недостаточности регламентации механизма осуществления имущественных прав ребенка, отсутствии должного учета мнения самого несовершеннолетнего при разрешении значимых для него вопросов, а также в наличии нормативных коллизий, в частности между положениями Семейного кодекса и Федерального закона № 48-ФЗ, касающихся статуса несовершеннолетних родителей. Устранение выявленных правовых противоречий и пробелов требует комплексного реформирования соответствующих норм семейного законодательства с акцентом на приоритет интересов ребенка, уточнение статуса родителей, не достигших полной дееспособности, и закрепление механизмов участия детей в принятии решений, затрагивающих их имущественную и личную сферу.
Прокуратура республики разъясняет: «О проблематике регулирования семейных отношений с участием несовершеннолетних»
Современное состояние правового регулирования семейных отношений с участием несовершеннолетних в Российской Федерации выявляет наличие целого ряда системных проблем, обусловленных как концептуальной недоработанностью правового механизма, так и фрагментарностью, а в ряде случаев – противоречивостью нормативного массива, регулирующего такие отношения. Объектом научного интереса в данной сфере являются, прежде всего, отношения между несовершеннолетними детьми и их законными представителями – родителями, опекунами, а также публично-правовые отношения с участием органов опеки и попечительства.
Прежде всего, следует отметить, что правовой статус несовершеннолетнего в семейных правоотношениях во многом определяется его ограниченной дееспособностью. Так, в соответствии с нормами Семейного и Гражданского кодексов Российской Федерации, «несовершеннолетний в силу возраста не способен самостоятельно реализовывать имущественные права в полном объеме». Родители, как законные представители, осуществляют действия от имени ребенка, управляют принадлежащим ему имуществом, а также выражают его волю при участии в гражданском обороте. Однако при этом отсутствует четкая правовая конструкция, регламентирующая механизмы осуществления этих полномочий. В частности, статья 60 Семейного кодекса содержит лишь отсылочные нормы, бланкетного характера, в силу чего детальное регулирование осуществляется посредством применения положений гражданского законодательства, в том числе статей 26, 28, 37 ГК РФ. Этот подход приводит к подмене семейно-правовой сущности отношений гражданско-правовой моделью, что вступает в противоречие с принципами правовой специфики семьи как социального института.
Кроме того, анализ норм действующего законодательства свидетельствует о наличии пробелов в правовом регулировании вопросов управления имуществом ребенка. Так, в действующей редакции Семейного кодекса отсутствует специальная норма, регулирующая полномочия родителей по распоряжению имуществом несовершеннолетнего. Указанные отношения носят особый характер, возникая вне рамок договорных обязательств, на основе факта совместного проживания и ведения общего хозяйства, что прямо противоречит принципам гражданско-правового регулирования, основанного на договорной модели и юридическом равенстве сторон.
Следует подчеркнуть, что семейное право, регулируя имущественные отношения родителей и детей, исходит из приоритета интересов ребенка и специфики внутрисемейных связей. Обязанности по содержанию ребенка, обеспечению условий его проживания и развития, а также по управлению принадлежащим ему имуществом, не являются результатом волеизъявления сторон, а возлагаются на родителей в силу закона. Между тем, отсутствует нормативное закрепление механизма учета мнения самого ребенка при решении имущественных вопросов. Статья 57 СК РФ, предусматривающая право ребенка выражать свое мнение, ограничивается лишь сферой личных неимущественных отношений и не применяется в области имущественного регулирования, что, безусловно, требует пересмотра с учетом современных международных стандартов, включая положения Конвенции ООН о правах ребенка.
В научной литературе обоснованно акцентируется внимание на: «необходимости признания за ребенком, достигшим определенного возраста, права быть заслушанным при решении вопросов, затрагивающих его имущественные интересы». В частности, речь идет о праве выражать мнение при совершении сделок с имуществом, принадлежащим ребенку, при разделе имущества родителей, при спорах о праве пользования жилыми помещениями. Действующее правовое регулирование фактически игнорирует этот аспект, оставляя ребенка вне процесса принятия решений, что противоречит как международным правовым стандартам, так и основным началам российского семейного законодательства.
Особую проблематику представляет собой статус несовершеннолетнего родителя. В соответствии со статьями 62 и 63 СК РФ, «несовершеннолетнему родителю предоставляется право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании, однако по факту выполнение родительских функций возлагается на назначенного опекуна». Здесь возникает коллизия между нормами СК РФ и положениями Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в частности, в части прекращения опеки над ребенком несовершеннолетнего родителя: СК РФ указывает на возможность прекращения опеки по достижении родителем 16 лет, тогда как ФЗ № 48-ФЗ устанавливает порог в 18 лет. Подобное противоречие порождает правовую неопределенность и подрывает системность правового регулирования, препятствуя формированию эффективного института защиты прав ребенка.
В целях устранения выявленной нормативной коллизии между Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также обеспечения единообразия в определении степени дееспособности несовершеннолетних родителей, представляется необходимым внести редакционные изменения в статью 62 СК РФ, в частности — в пункт 2, с учетом следующей научно обоснованной позиции.
Предлагаемая новая редакция пункта 2 статьи 62 СК РФ может быть сформулирована следующим образом:
«2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства приобретают право самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими полной дееспособности, наступающей в соответствии с гражданским законодательством. До приобретения полной дееспособности несовершеннолетними родителями, их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями с учетом их возраста, уровня зрелости и возможностей. Возникшие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями разногласия разрешаются органом опеки и попечительства».
Таким образом, проблематика регулирования семейных отношений с участием несовершеннолетних заключается в системной несогласованности норм различных отраслей права, недостаточности регламентации механизма осуществления имущественных прав ребенка, отсутствии должного учета мнения самого несовершеннолетнего при разрешении значимых для него вопросов, а также в наличии нормативных коллизий, в частности между положениями Семейного кодекса и Федерального закона № 48-ФЗ, касающихся статуса несовершеннолетних родителей. Устранение выявленных правовых противоречий и пробелов требует комплексного реформирования соответствующих норм семейного законодательства с акцентом на приоритет интересов ребенка, уточнение статуса родителей, не достигших полной дееспособности, и закрепление механизмов участия детей в принятии решений, затрагивающих их имущественную и личную сферу.
Все права защищены
Телефон: 8 (873-4) 55-04-25
Телефон: 8(928)-092-28-94
Телефон: 8(964)-057-97-77