Прокурор разъясняет
- 21 Февраля 2024, 14:12
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также определяет категорию лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок его осуществления и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Законодатель отвел значительную роль прокурору в рамках процедуры контроля за соответствием расходов соответствующих должностных лиц, а также их супругов и несовершеннолетних детей их доходам. В рамках этого контроля у прокурора есть полномочия, позволяющие ему добиваться обращения в доход государства имущества должностного лица, несоразмерного его доходам, что, безусловно, способствует противодействию
коррупции, поскольку лишает недобросовестного служащего незаконно
приобретенных материальных благ.
Согласно части 3 статьи 16 названного Федерального закона при выявлении по результатам контроля факта несоответствия расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу материалы направляются в органы прокуратуры.
В статье 17 данного Федерального закона определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого соответствующим должностным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.
Согласно действующему законодательству о противодействии
коррупции с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом
Российской Федерации в постановлении от 29.11.2016 № 26-П, приобретение
лицом, выполняющим публичные функции, имущества, превышающего по
стоимости доходы за предшествующие три года, рассматривается
федеральным законодателем в качестве признака коррупционных проявлений
в деятельности этого лица.
Относительно обращения в доход государства денежных средств стоит
отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации признал
конституционным обращение в доход государства денежных средств,
полученных от продажи имущества, нажитого незаконным путем, поскольку
полученные от реализации указанного имущества средства фактически
выступают его денежным эквивалентом
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского
кодекса РФ по решению суда допускается обращение в доход Российской
Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии
с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
доказательства его приобретения на законные доходы.
В этом заключается специфика бремени доказывания по делам рассматриваемой категории, когда подтверждение законности приобретения имущества и соответствия расходов полученным доходам возлагается на ответчика.
Для сокрытия своих доходов и имущества чиновники регистрируют право собственности на родных, близких и иных лиц. Вместе с тем, любое из указанных лиц может быть привлечено в качестве ответчика в рамках иска прокурора о взыскании в доход государства имущества, законность приобретения которого не подтверждена.
Кроме того, законодательством прокурорам предоставлено полномочие по самостоятельному осуществлению (завершению) контроля за расходами в отношении бывших государственных служащих в случаях, когда проверка была начата в государственном органе до их увольнения.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Реализация прокурором полномочий по контролю за соответствием расходов лиц, замещавших (замещающих) государственные должности, и иных лиц их доходам
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также определяет категорию лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок его осуществления и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Законодатель отвел значительную роль прокурору в рамках процедуры контроля за соответствием расходов соответствующих должностных лиц, а также их супругов и несовершеннолетних детей их доходам. В рамках этого контроля у прокурора есть полномочия, позволяющие ему добиваться обращения в доход государства имущества должностного лица, несоразмерного его доходам, что, безусловно, способствует противодействию
коррупции, поскольку лишает недобросовестного служащего незаконно
приобретенных материальных благ.
Согласно части 3 статьи 16 названного Федерального закона при выявлении по результатам контроля факта несоответствия расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу материалы направляются в органы прокуратуры.
В статье 17 данного Федерального закона определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого соответствующим должностным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.
Согласно действующему законодательству о противодействии
коррупции с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом
Российской Федерации в постановлении от 29.11.2016 № 26-П, приобретение
лицом, выполняющим публичные функции, имущества, превышающего по
стоимости доходы за предшествующие три года, рассматривается
федеральным законодателем в качестве признака коррупционных проявлений
в деятельности этого лица.
Относительно обращения в доход государства денежных средств стоит
отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации признал
конституционным обращение в доход государства денежных средств,
полученных от продажи имущества, нажитого незаконным путем, поскольку
полученные от реализации указанного имущества средства фактически
выступают его денежным эквивалентом
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского
кодекса РФ по решению суда допускается обращение в доход Российской
Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии
с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
доказательства его приобретения на законные доходы.
В этом заключается специфика бремени доказывания по делам рассматриваемой категории, когда подтверждение законности приобретения имущества и соответствия расходов полученным доходам возлагается на ответчика.
Для сокрытия своих доходов и имущества чиновники регистрируют право собственности на родных, близких и иных лиц. Вместе с тем, любое из указанных лиц может быть привлечено в качестве ответчика в рамках иска прокурора о взыскании в доход государства имущества, законность приобретения которого не подтверждена.
Кроме того, законодательством прокурорам предоставлено полномочие по самостоятельному осуществлению (завершению) контроля за расходами в отношении бывших государственных служащих в случаях, когда проверка была начата в государственном органе до их увольнения.
Прокуратура КБР.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Все права защищены
Телефон: +7 (963) 169-99-93
Телефон: +7 (8662) 40-45-51