Прокурор разъясняет
- 29 Октября 2025, 10:56
Ответственность за утечку персональных данных
Текст
Поделиться
На современном этапе развития нашего общества наблюдается стремительная цифровизация всех сфер общественной деятельности. Сегодня становится затруднительным представить себе повседневную жизнь без доступа к цифровым сервисам и ресурсам, таким как государственные и муниципальные услуги, социальные сети и мессенджеры, интернет-банкинг и многие другие.
Для возможности функционирования таких систем объективно требуется использование большого количества информации, значительная часть которой по своей сути является персональными данными.
В соответствии положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152 ФЗ «О персональных данных» к таким данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Закон защищает права граждан, связанные с обработкой персональных данных государственными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации (за исключением обработки персональных данных гражданами исключительно для личных и семейных нужд).
Огромный и продолжающий расти объем такой информации делает персональные данные одним из самых ценных ресурсов в новой цифровой реальности, что обуславливает необходимость эффективного функционирования механизмов защиты прав граждан в этой сфере.
В нашей стране, как и во многих других, на законодательном уровне такие механизмы выработаны. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 13.11) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных. Законом под угрозой наказания запрещены различные нарушения требований в области защиты персональных данных (в приведенной статье 18 частей). В зависимости от вида правонарушения и субъекта, его допустившего, мера ответственности может существенно варьироваться, в случаях грубых нарушений со стороны юридических лиц размер штрафа может достигать десятков миллионов рублей.
В отдельных случаях умышленные незаконные действия с охраняемыми законом персональными данными могут повлечь и более строгую – уголовную ответственность. Так, статья 137 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Законом установлены возможные виды наказания, в том числе штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до двух лет.
Помимо приведенных видов публичной ответственности законодательством предусмотрено и возмещение причиненных в результате утечки персональных данных имущественного и морального вреда.
Таким образом, операторы персональных данных не могут после их сбора и обработки, в том числе с согласия гражданина, произвольно распоряжаться полученными данными, передавать их третьим лицам, хранить с нарушениями требований к защите информации и иным образом проявлять небрежное отношение к персональным данным.
Установление приведенных защитных механизмов продиктовано стремительным развитием цифровых технологий – персональные данные, полученные в результате утечек, практически гарантированно могут быть использованы злоумышленниками в самых разных незаконных целях – от мошенничества до вовлечения в совершение преступлений, в том числе под угрозой распространения данных.
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Республики Коми
Для возможности функционирования таких систем объективно требуется использование большого количества информации, значительная часть которой по своей сути является персональными данными.
В соответствии положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152 ФЗ «О персональных данных» к таким данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Закон защищает права граждан, связанные с обработкой персональных данных государственными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации (за исключением обработки персональных данных гражданами исключительно для личных и семейных нужд).
Огромный и продолжающий расти объем такой информации делает персональные данные одним из самых ценных ресурсов в новой цифровой реальности, что обуславливает необходимость эффективного функционирования механизмов защиты прав граждан в этой сфере.
В нашей стране, как и во многих других, на законодательном уровне такие механизмы выработаны. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 13.11) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных. Законом под угрозой наказания запрещены различные нарушения требований в области защиты персональных данных (в приведенной статье 18 частей). В зависимости от вида правонарушения и субъекта, его допустившего, мера ответственности может существенно варьироваться, в случаях грубых нарушений со стороны юридических лиц размер штрафа может достигать десятков миллионов рублей.
В отдельных случаях умышленные незаконные действия с охраняемыми законом персональными данными могут повлечь и более строгую – уголовную ответственность. Так, статья 137 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Законом установлены возможные виды наказания, в том числе штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до двух лет.
Помимо приведенных видов публичной ответственности законодательством предусмотрено и возмещение причиненных в результате утечки персональных данных имущественного и морального вреда.
Таким образом, операторы персональных данных не могут после их сбора и обработки, в том числе с согласия гражданина, произвольно распоряжаться полученными данными, передавать их третьим лицам, хранить с нарушениями требований к защите информации и иным образом проявлять небрежное отношение к персональным данным.
Установление приведенных защитных механизмов продиктовано стремительным развитием цифровых технологий – персональные данные, полученные в результате утечек, практически гарантированно могут быть использованы злоумышленниками в самых разных незаконных целях – от мошенничества до вовлечения в совершение преступлений, в том числе под угрозой распространения данных.
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Республики Коми
Ответственность за утечку персональных данных
На современном этапе развития нашего общества наблюдается стремительная цифровизация всех сфер общественной деятельности. Сегодня становится затруднительным представить себе повседневную жизнь без доступа к цифровым сервисам и ресурсам, таким как государственные и муниципальные услуги, социальные сети и мессенджеры, интернет-банкинг и многие другие.
Для возможности функционирования таких систем объективно требуется использование большого количества информации, значительная часть которой по своей сути является персональными данными.
В соответствии положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152 ФЗ «О персональных данных» к таким данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Закон защищает права граждан, связанные с обработкой персональных данных государственными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации (за исключением обработки персональных данных гражданами исключительно для личных и семейных нужд).
Огромный и продолжающий расти объем такой информации делает персональные данные одним из самых ценных ресурсов в новой цифровой реальности, что обуславливает необходимость эффективного функционирования механизмов защиты прав граждан в этой сфере.
В нашей стране, как и во многих других, на законодательном уровне такие механизмы выработаны. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 13.11) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных. Законом под угрозой наказания запрещены различные нарушения требований в области защиты персональных данных (в приведенной статье 18 частей). В зависимости от вида правонарушения и субъекта, его допустившего, мера ответственности может существенно варьироваться, в случаях грубых нарушений со стороны юридических лиц размер штрафа может достигать десятков миллионов рублей.
В отдельных случаях умышленные незаконные действия с охраняемыми законом персональными данными могут повлечь и более строгую – уголовную ответственность. Так, статья 137 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Законом установлены возможные виды наказания, в том числе штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до двух лет.
Помимо приведенных видов публичной ответственности законодательством предусмотрено и возмещение причиненных в результате утечки персональных данных имущественного и морального вреда.
Таким образом, операторы персональных данных не могут после их сбора и обработки, в том числе с согласия гражданина, произвольно распоряжаться полученными данными, передавать их третьим лицам, хранить с нарушениями требований к защите информации и иным образом проявлять небрежное отношение к персональным данным.
Установление приведенных защитных механизмов продиктовано стремительным развитием цифровых технологий – персональные данные, полученные в результате утечек, практически гарантированно могут быть использованы злоумышленниками в самых разных незаконных целях – от мошенничества до вовлечения в совершение преступлений, в том числе под угрозой распространения данных.
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Республики Коми
Для возможности функционирования таких систем объективно требуется использование большого количества информации, значительная часть которой по своей сути является персональными данными.
В соответствии положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152 ФЗ «О персональных данных» к таким данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Закон защищает права граждан, связанные с обработкой персональных данных государственными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации (за исключением обработки персональных данных гражданами исключительно для личных и семейных нужд).
Огромный и продолжающий расти объем такой информации делает персональные данные одним из самых ценных ресурсов в новой цифровой реальности, что обуславливает необходимость эффективного функционирования механизмов защиты прав граждан в этой сфере.
В нашей стране, как и во многих других, на законодательном уровне такие механизмы выработаны. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 13.11) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных. Законом под угрозой наказания запрещены различные нарушения требований в области защиты персональных данных (в приведенной статье 18 частей). В зависимости от вида правонарушения и субъекта, его допустившего, мера ответственности может существенно варьироваться, в случаях грубых нарушений со стороны юридических лиц размер штрафа может достигать десятков миллионов рублей.
В отдельных случаях умышленные незаконные действия с охраняемыми законом персональными данными могут повлечь и более строгую – уголовную ответственность. Так, статья 137 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Законом установлены возможные виды наказания, в том числе штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до двух лет.
Помимо приведенных видов публичной ответственности законодательством предусмотрено и возмещение причиненных в результате утечки персональных данных имущественного и морального вреда.
Таким образом, операторы персональных данных не могут после их сбора и обработки, в том числе с согласия гражданина, произвольно распоряжаться полученными данными, передавать их третьим лицам, хранить с нарушениями требований к защите информации и иным образом проявлять небрежное отношение к персональным данным.
Установление приведенных защитных механизмов продиктовано стремительным развитием цифровых технологий – персональные данные, полученные в результате утечек, практически гарантированно могут быть использованы злоумышленниками в самых разных незаконных целях – от мошенничества до вовлечения в совершение преступлений, в том числе под угрозой распространения данных.
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Республики Коми
© 2003-2025 Республика Коми
Все права защищены
Все права защищены