Прокурор разъясняет
- 30 Октября 2025, 09:32
Утрата доверия в сфере противодействия коррупции.
Текст
Поделиться
Действующее трудовое законодательство за несоблюдение, неисполнение антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений предусматривает увольнение по причине утраты доверия работодателя по отношению к работнику (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Основания для утраты доверия могут возникнуть, когда работник:оказавшись стороной в возникшем конфликте интересов, не принял меры по его предотвращению или урегулированию;не представил либо представил неполные или недостоверные сведения о себе, супруге или о несовершеннолетних детях, касающиеся полученных доходов, понесенных расходов, имеющегося имущества и обязательств имущественного характера;владеет счетом, хранит денежные средства или иные ценности в иностранных банках за пределами территории Российской Федерации;лично либо его супруг (супруга) или несовершеннолетние дети пользуются иностранными финансовыми инструментами.Аналогичные основания для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия для лиц, замещающих государственную, муниципальную должность, содержатся в ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», и дополняется таким основаниями, как:участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;осуществление лицом предпринимательской деятельности;вхождение лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.Термин «утрата доверия» является оценочным понятием, обусловлен последствиями коррупционного правонарушения. Под утратой доверия следует понимать отношения, возникшие вследствие совершения лицом действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.При этом утрата доверия по смыслу закона предполагает невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений, независимо от предшествующего поведения работника и его отношения к труду.Сведения о применении к лицу, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции», размещенный на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области 3 государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.Аналогичные последствия предусмотрены для увольнения лиц, замещающих (занимающих) должности в Банке России, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного (ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона «О противодействии коррупции»).Свобода сторон трудового договора ограничивается нормами антикоррупционного законодательства, которые не содержат правил о прекращении трудового договора в случае коррупционного правонарушения по соглашению сторон, а однозначно обязывают работодателя прекращать трудовые отношения в связи с утратой доверия.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Коми
Утрата доверия в сфере противодействия коррупции.
Действующее трудовое законодательство за несоблюдение, неисполнение антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений предусматривает увольнение по причине утраты доверия работодателя по отношению к работнику (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Основания для утраты доверия могут возникнуть, когда работник:оказавшись стороной в возникшем конфликте интересов, не принял меры по его предотвращению или урегулированию;не представил либо представил неполные или недостоверные сведения о себе, супруге или о несовершеннолетних детях, касающиеся полученных доходов, понесенных расходов, имеющегося имущества и обязательств имущественного характера;владеет счетом, хранит денежные средства или иные ценности в иностранных банках за пределами территории Российской Федерации;лично либо его супруг (супруга) или несовершеннолетние дети пользуются иностранными финансовыми инструментами.Аналогичные основания для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия для лиц, замещающих государственную, муниципальную должность, содержатся в ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», и дополняется таким основаниями, как:участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;осуществление лицом предпринимательской деятельности;вхождение лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.Термин «утрата доверия» является оценочным понятием, обусловлен последствиями коррупционного правонарушения. Под утратой доверия следует понимать отношения, возникшие вследствие совершения лицом действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.При этом утрата доверия по смыслу закона предполагает невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений, независимо от предшествующего поведения работника и его отношения к труду.Сведения о применении к лицу, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции», размещенный на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области 3 государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.Аналогичные последствия предусмотрены для увольнения лиц, замещающих (занимающих) должности в Банке России, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного (ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона «О противодействии коррупции»).Свобода сторон трудового договора ограничивается нормами антикоррупционного законодательства, которые не содержат правил о прекращении трудового договора в случае коррупционного правонарушения по соглашению сторон, а однозначно обязывают работодателя прекращать трудовые отношения в связи с утратой доверия.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Коми
© 2003-2025 Республика Коми
Все права защищены
Все права защищены