Интервью и выступления
- 31 Марта 2014, 11:09
- Терентьев Дмитрий Владиславович
Дорогие аферы
Сергей Бажутов – о мошенниках в ЖКХ
Прокурор Коми Сергей Бажутов на оперативном совещании при Генпрокуроре РФ Юрии Чайке в Великом Новгороде выступил с докладом о влиянии прокурорского надзора на решение проблем долгов перед ресурсоснабжающими организациями в ЖКХ и о распоряжении муниципальным жилфондом.
Поясним: в Великий Новгород руководители органов прокуратуры СЗФО съехались для подведения итогов работы в прошлом году и определению задач по совершенствованию прокурорской практики на год текущий.
По возвращению в Сыктывкар Сергей Бажутов дал эксклюзивное интервью «Красному знамени Севера».
«Хвосты» на Кипре
- Сергей Александрович, чем обусловлен выбор такой темы для выступления?
- На оперативном совещании в Калининграде 27 ноября 2012-го Генеральный прокурор Российской Федерации поручил прокурорам субъектов Северо-Западного Федерального округа, где на тот момент имелась крупная задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, разобраться с причинами её возникновения. Эта задача была поставлена и перед прокуратурой Республики Коми. Инициировав проверку в начале 2013 г., мы занимались этим вопросом весь год и продолжаем до настоящего времени. Именно итоги проводимых мероприятий повлияли на то, что заместитель Генпрокурора Александр Владимирович Гуцан согласовал именно эту тему.
- И как обстоят дела?
- По данным регионального Минархстроя, размер задолженности потребителей за ЖКУ на декабрь 2012 года составлял 6,4 миллиарда рублей. Анализ ее динамики и структуры показал, что 4,3 миллиарда - это долг, образовавшийся с 2009 года у предприятия ООО «Тепловые сети Воркуты». Мы изучили Единый госреестр юридических лиц и установили, что ТСВ входит в группу компаний, принадлежащих ООО «Коми коммунальный сервис», 51 процент уставного капитала которого принадлежит зарегистрированной на Кипре компании «Басли менеджмент лимитед». Более того: в эту же группу входят еще 16 управляющих организаций и предприятий Заполярья, осуществляющих транспортировку тепла и горячей воды, отвечающих за холодное водоснабжение, управление жилфондом, взимание платы за ЖКУ. Все они аффилированы оффшорной компании либо полностью контролируются ею.
- «Красное знамя Севера» сообщало о том, что для комплексной оценки причин долгов и законности распределения финансов в ЖКХ по вашей инициативе создана временная межведомственная рабочая группа с участием МВД, УФСБ и налоговой службы по Коми. Каковы результаты её деятельности?
- Проанализирована бухгалтерская документация, банковские операции, гражданско-правовые договоры, материалы Росфинмониторинга и налоговых проверок. Главный итог – выявление схем вывода денег и причин образования задолженности.
Хитрый ход
- И в чем причина?
- Основная причина - в криминальном характере распоряжения средствами, полученными за поставленные ресурсы от потребителей, но не перечисленными поставщику. Из 92 процентов собираемых платежей в ТГК-9 направлялось лишь 66 процентов. Остальные средства выводились из оборота различными способами.
- Например?
- В качестве беспроцентных или с низкой ставкой займов аффилированным лицам предоставлено свыше 400 миллионов рублей. Юрлицам в предбанкротном состоянии выданы заведомо невозвратные займы на 300 миллионов с последующим переречислением в иные организации. На депозитных счетах в банках размещено более 360 миллионов; контрагентам переводились суммы, превышающие цены договоров. Кроме того, оплачивались невыполненные работы с составлением фиктивных документов об их приемке. Выплачивалась необоснованно высокая зарплата руководству ТСВ. Директор, например, получал более миллиона рублей в месяц. Не бедствовали и те, кто формально состоял в штате предприятия и одновременно занимал руководящие должности в аффилированных организациях.
И снова… Пуро!
- Какие еще факторы сказались на разрастании долгов?
- Коррупционные деяния должностных лиц администрации муниципалитета того периода и судебных приставов.
- Речь о тогдашнем мэре Анатолии Пуро?
- Да. До того, как стать руководителем администрации Воркуты, он возглавлял ТСВ. Занимая должность градоначальника, он вопреки закону по заниженной ставке передал предприятию в аренду все тепловые сети города.
- А что же приставы?
- Исполняя решения Арбитражного суда о взыскании с ТСВ задолженности в пользу ТГК-9, приставы в нарушение законодательства об исполнительном производстве по ходатайству должника с превышением полномочий принимали решения о переводе средств с арестованных банковских счетов в сторонние организации.
- Такие злоупотребления, наверно, представляют интерес и для следствия?
- Совершенно верно. По фактам нарушений законодательства при осуществлении финансовых операций в ЖКХ Заполярья уже возбуждено16 уголовных дел, из которых 11 - по материалам прокурорских проверок, в том числе четыре - в отношении должностных лиц органов местного самоуправления и службы судебных приставов
- Удалось ли в результате предпринятых мер вытащить муниципалитет из долговой ямы?
- Хочу напомнить, что долг ТСВ в 4,3 миллиарда рублей образовывался с 2009 г., ежегодно увеличиваясь примерно на 1 миллиард. После вмешательства прокуратуры и возбуждения уголовных дел прирост задолженности резко сократился до 135-ти миллионов в 2013 году. Накопленный долг никуда не делся, однако важно, что удалось снизить его рост.
- Ну, все равно, это немало…
- Безусловно. Но такой показатель - в пределах суммы, которая не оплачивается потребителями в среднем по Коми.
Как собаки на сене
- Сергей Александрович, а какие факторы ещё способствовали росту долга перед ресурсоснабжающими организациями?
- В первую очередь на его формирование, действительно, повлияли не хищения, а неэффективная деятельность должностных лиц органов местного самоуправления. От их некачественной работы ущерба зачастую не меньше. Прямо или косвенно на рост долгов повлияли нарушения закона при распоряжении муниципальным жилфондом. В качестве обоснования увеличения долгов муниципальные чиновники ссылались на наличие значительного количества пустующего жилья, оставшегося после закрытия угольных шахт в 1990-ые. Однако первоначально представленные сведения о наличии 819-ти таких квартир опровергнуты результатами нашей проверки.
- Каким образом?
- На основании представленной прокуратурой информации Глава республики Вячеслав Михайлович Гайзер издал распоряжение о создании комиссии по проверке ситуации в Воркуте. В ходе сопоставления данных муниципалитета, управляющих компаний, БТИ и Росреестра, а также в результате поквартирного обхода домов с участием специалистов Минархстроя Республики Коми, госжилинспекции, мы установили 3 394 незаселенные квартиры. Несмотря на наличие пустующего и, подчеркну, благоустроенного жилья, администрация города в нарушение закона не предоставляла его нуждающимся. Вызывает недоумение, что при этом в очереди на улучшение жилищных условий состояло 603 семьи. В результате мер прокурорского реагирования 150 семей уже переселены в благоустроенное жилье, а 123 исключены в связи с утратой предусмотренных законом оснований нахождения в очереди.
Незаконная арифметика
- Сергей Александрович, скажите, а насколько острым для Воркуты является вопрос ветхого жилья?
- Проблемы аварийного жилья в городе не решались годами. При значительном количестве пустующих квартир, бремя за содержание которых нес бюджет, в муниципалитете насчитывалось 147 домов, признанных аварийными и подлежащих расселению и сносу. И это не говоря о домах, официально не признанных таковыми, хотя проживание в них создавало реальную угрозу наступления тяжких последствий. В том числе из-за возможного обрушения несущих и ограждающих конструкций.
- И какие именно меры прокуратура предприняла?
- Опротестовано 30 незаконных муниципальных правовых актов, в суд направлено 14 заявлений, внесено два представления. После нашего вмешательства 119 семей переселены из непригодных для проживания квартир, 12 аварийных домов снесено, еще шесть признаны аварийными. Более того: отсутствие в администрации города достоверных сведений о жилфонде способствовало незаконному получению управляющими компаниями бюджетных средств за обслуживание незаселенного жилья. По судебным решениям за 2010 - 2012 годы с муниципальной казны взыскано более 450-ти миллионов рублей.
- А как управляющим компаниям это удалось?
- Бюджетные средства они получали, предъявления в суд недостоверные данные об оказанных жилищно-коммунальных услугах для пустующего муниципального жилья. К примеру, управляющая организация «Горняцкое» взыскала 12 миллионов рублей. В то же время 7 домов, включенных в иски, уже были отсоединены от тепловых сетей. Таким образом, взыскание одного миллиона являлось ничем иным как мошенничеством.
- Такая схема применялась всеми УК?
- Другие требовали возмещения затрат на обслуживание квартир, находящихся в частной собственности, предъявляли к оплате неоказанные услуги по содержанию и ремонту.
Возмездие
- Неужели воркутинские чиновники не замечали подвоха?
- Реализация подобных мошеннических схем стала возможной из-за неисполнения должностных обязанностей работниками администрации. Они участвовали лишь в пяти из 59 судебных заседаний, достоверность расчета суммы долга не проверяли, процессуальные полномочия по представлению доказательств при несогласии с исковыми требованиями не использовали, решения не обжаловали. По материалам прокурорских проверок по таким фактам хищений в текущем году возбуждено 4 уголовных дела.
- И какова сейчас ситуация по неоплаченным счетам?
- После принятия прокуратурой соответствующих мер взыскание задолженности за обслуживание пустующего и аварийного жилфонда сократилось с 210-ти до 67-ми миллионов рублей в 2013 году, а в текущем - до 95-ти тысяч. Исполнительный лист на 6,3 миллиона рублей отозван. Вынесение обвинительных приговоров по уголовным делам позволит в соответствии со статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ инициировать пересмотр состоявшихся решений суда по вновь открывшимся обстоятельствам для возмещения ущерба.
Но, в первую очередь, мы проверяем обоснованность исков по делам, находящимся в производстве суда, а также по неисполненным судебным решениям.
- Есть повод для оптимизма?
- Мы не можем решить все эти вопросы за органы местного самоуправления и исполнительной власти, но повлиять на них в состоянии. Вселяет надежду то внимание, которое проблемам Воркуты уделяет руководство республики. Надеюсь, что проводимая совместно с региональными властями работа позволит обеспечить соблюдение прав граждан на проживание в достойных условиях.
Беседовала Дарья ШУЧАЛИНА
Фото автора
Терентьев Дмитрий Владиславович
31 Марта 2014, 11:09
Предлагаем вашему вниманию текст интервью прокурора Республики Коми С.А.Бажутова газете "Красное знамя Севера" о мошеннических схемах в сфере ЖКХ Воркуты
Дорогие аферы
Сергей Бажутов – о мошенниках в ЖКХ
Прокурор Коми Сергей Бажутов на оперативном совещании при Генпрокуроре РФ Юрии Чайке в Великом Новгороде выступил с докладом о влиянии прокурорского надзора на решение проблем долгов перед ресурсоснабжающими организациями в ЖКХ и о распоряжении муниципальным жилфондом.
Поясним: в Великий Новгород руководители органов прокуратуры СЗФО съехались для подведения итогов работы в прошлом году и определению задач по совершенствованию прокурорской практики на год текущий.
По возвращению в Сыктывкар Сергей Бажутов дал эксклюзивное интервью «Красному знамени Севера».
«Хвосты» на Кипре
- Сергей Александрович, чем обусловлен выбор такой темы для выступления?
- На оперативном совещании в Калининграде 27 ноября 2012-го Генеральный прокурор Российской Федерации поручил прокурорам субъектов Северо-Западного Федерального округа, где на тот момент имелась крупная задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, разобраться с причинами её возникновения. Эта задача была поставлена и перед прокуратурой Республики Коми. Инициировав проверку в начале 2013 г., мы занимались этим вопросом весь год и продолжаем до настоящего времени. Именно итоги проводимых мероприятий повлияли на то, что заместитель Генпрокурора Александр Владимирович Гуцан согласовал именно эту тему.
- И как обстоят дела?
- По данным регионального Минархстроя, размер задолженности потребителей за ЖКУ на декабрь 2012 года составлял 6,4 миллиарда рублей. Анализ ее динамики и структуры показал, что 4,3 миллиарда - это долг, образовавшийся с 2009 года у предприятия ООО «Тепловые сети Воркуты». Мы изучили Единый госреестр юридических лиц и установили, что ТСВ входит в группу компаний, принадлежащих ООО «Коми коммунальный сервис», 51 процент уставного капитала которого принадлежит зарегистрированной на Кипре компании «Басли менеджмент лимитед». Более того: в эту же группу входят еще 16 управляющих организаций и предприятий Заполярья, осуществляющих транспортировку тепла и горячей воды, отвечающих за холодное водоснабжение, управление жилфондом, взимание платы за ЖКУ. Все они аффилированы оффшорной компании либо полностью контролируются ею.
- «Красное знамя Севера» сообщало о том, что для комплексной оценки причин долгов и законности распределения финансов в ЖКХ по вашей инициативе создана временная межведомственная рабочая группа с участием МВД, УФСБ и налоговой службы по Коми. Каковы результаты её деятельности?
- Проанализирована бухгалтерская документация, банковские операции, гражданско-правовые договоры, материалы Росфинмониторинга и налоговых проверок. Главный итог – выявление схем вывода денег и причин образования задолженности.
Хитрый ход
- И в чем причина?
- Основная причина - в криминальном характере распоряжения средствами, полученными за поставленные ресурсы от потребителей, но не перечисленными поставщику. Из 92 процентов собираемых платежей в ТГК-9 направлялось лишь 66 процентов. Остальные средства выводились из оборота различными способами.
- Например?
- В качестве беспроцентных или с низкой ставкой займов аффилированным лицам предоставлено свыше 400 миллионов рублей. Юрлицам в предбанкротном состоянии выданы заведомо невозвратные займы на 300 миллионов с последующим переречислением в иные организации. На депозитных счетах в банках размещено более 360 миллионов; контрагентам переводились суммы, превышающие цены договоров. Кроме того, оплачивались невыполненные работы с составлением фиктивных документов об их приемке. Выплачивалась необоснованно высокая зарплата руководству ТСВ. Директор, например, получал более миллиона рублей в месяц. Не бедствовали и те, кто формально состоял в штате предприятия и одновременно занимал руководящие должности в аффилированных организациях.
И снова… Пуро!
- Какие еще факторы сказались на разрастании долгов?
- Коррупционные деяния должностных лиц администрации муниципалитета того периода и судебных приставов.
- Речь о тогдашнем мэре Анатолии Пуро?
- Да. До того, как стать руководителем администрации Воркуты, он возглавлял ТСВ. Занимая должность градоначальника, он вопреки закону по заниженной ставке передал предприятию в аренду все тепловые сети города.
- А что же приставы?
- Исполняя решения Арбитражного суда о взыскании с ТСВ задолженности в пользу ТГК-9, приставы в нарушение законодательства об исполнительном производстве по ходатайству должника с превышением полномочий принимали решения о переводе средств с арестованных банковских счетов в сторонние организации.
- Такие злоупотребления, наверно, представляют интерес и для следствия?
- Совершенно верно. По фактам нарушений законодательства при осуществлении финансовых операций в ЖКХ Заполярья уже возбуждено16 уголовных дел, из которых 11 - по материалам прокурорских проверок, в том числе четыре - в отношении должностных лиц органов местного самоуправления и службы судебных приставов
- Удалось ли в результате предпринятых мер вытащить муниципалитет из долговой ямы?
- Хочу напомнить, что долг ТСВ в 4,3 миллиарда рублей образовывался с 2009 г., ежегодно увеличиваясь примерно на 1 миллиард. После вмешательства прокуратуры и возбуждения уголовных дел прирост задолженности резко сократился до 135-ти миллионов в 2013 году. Накопленный долг никуда не делся, однако важно, что удалось снизить его рост.
- Ну, все равно, это немало…
- Безусловно. Но такой показатель - в пределах суммы, которая не оплачивается потребителями в среднем по Коми.
Как собаки на сене
- Сергей Александрович, а какие факторы ещё способствовали росту долга перед ресурсоснабжающими организациями?
- В первую очередь на его формирование, действительно, повлияли не хищения, а неэффективная деятельность должностных лиц органов местного самоуправления. От их некачественной работы ущерба зачастую не меньше. Прямо или косвенно на рост долгов повлияли нарушения закона при распоряжении муниципальным жилфондом. В качестве обоснования увеличения долгов муниципальные чиновники ссылались на наличие значительного количества пустующего жилья, оставшегося после закрытия угольных шахт в 1990-ые. Однако первоначально представленные сведения о наличии 819-ти таких квартир опровергнуты результатами нашей проверки.
- Каким образом?
- На основании представленной прокуратурой информации Глава республики Вячеслав Михайлович Гайзер издал распоряжение о создании комиссии по проверке ситуации в Воркуте. В ходе сопоставления данных муниципалитета, управляющих компаний, БТИ и Росреестра, а также в результате поквартирного обхода домов с участием специалистов Минархстроя Республики Коми, госжилинспекции, мы установили 3 394 незаселенные квартиры. Несмотря на наличие пустующего и, подчеркну, благоустроенного жилья, администрация города в нарушение закона не предоставляла его нуждающимся. Вызывает недоумение, что при этом в очереди на улучшение жилищных условий состояло 603 семьи. В результате мер прокурорского реагирования 150 семей уже переселены в благоустроенное жилье, а 123 исключены в связи с утратой предусмотренных законом оснований нахождения в очереди.
Незаконная арифметика
- Сергей Александрович, скажите, а насколько острым для Воркуты является вопрос ветхого жилья?
- Проблемы аварийного жилья в городе не решались годами. При значительном количестве пустующих квартир, бремя за содержание которых нес бюджет, в муниципалитете насчитывалось 147 домов, признанных аварийными и подлежащих расселению и сносу. И это не говоря о домах, официально не признанных таковыми, хотя проживание в них создавало реальную угрозу наступления тяжких последствий. В том числе из-за возможного обрушения несущих и ограждающих конструкций.
- И какие именно меры прокуратура предприняла?
- Опротестовано 30 незаконных муниципальных правовых актов, в суд направлено 14 заявлений, внесено два представления. После нашего вмешательства 119 семей переселены из непригодных для проживания квартир, 12 аварийных домов снесено, еще шесть признаны аварийными. Более того: отсутствие в администрации города достоверных сведений о жилфонде способствовало незаконному получению управляющими компаниями бюджетных средств за обслуживание незаселенного жилья. По судебным решениям за 2010 - 2012 годы с муниципальной казны взыскано более 450-ти миллионов рублей.
- А как управляющим компаниям это удалось?
- Бюджетные средства они получали, предъявления в суд недостоверные данные об оказанных жилищно-коммунальных услугах для пустующего муниципального жилья. К примеру, управляющая организация «Горняцкое» взыскала 12 миллионов рублей. В то же время 7 домов, включенных в иски, уже были отсоединены от тепловых сетей. Таким образом, взыскание одного миллиона являлось ничем иным как мошенничеством.
- Такая схема применялась всеми УК?
- Другие требовали возмещения затрат на обслуживание квартир, находящихся в частной собственности, предъявляли к оплате неоказанные услуги по содержанию и ремонту.
Возмездие
- Неужели воркутинские чиновники не замечали подвоха?
- Реализация подобных мошеннических схем стала возможной из-за неисполнения должностных обязанностей работниками администрации. Они участвовали лишь в пяти из 59 судебных заседаний, достоверность расчета суммы долга не проверяли, процессуальные полномочия по представлению доказательств при несогласии с исковыми требованиями не использовали, решения не обжаловали. По материалам прокурорских проверок по таким фактам хищений в текущем году возбуждено 4 уголовных дела.
- И какова сейчас ситуация по неоплаченным счетам?
- После принятия прокуратурой соответствующих мер взыскание задолженности за обслуживание пустующего и аварийного жилфонда сократилось с 210-ти до 67-ми миллионов рублей в 2013 году, а в текущем - до 95-ти тысяч. Исполнительный лист на 6,3 миллиона рублей отозван. Вынесение обвинительных приговоров по уголовным делам позволит в соответствии со статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ инициировать пересмотр состоявшихся решений суда по вновь открывшимся обстоятельствам для возмещения ущерба.
Но, в первую очередь, мы проверяем обоснованность исков по делам, находящимся в производстве суда, а также по неисполненным судебным решениям.
- Есть повод для оптимизма?
- Мы не можем решить все эти вопросы за органы местного самоуправления и исполнительной власти, но повлиять на них в состоянии. Вселяет надежду то внимание, которое проблемам Воркуты уделяет руководство республики. Надеюсь, что проводимая совместно с региональными властями работа позволит обеспечить соблюдение прав граждан на проживание в достойных условиях.
Беседовала Дарья ШУЧАЛИНА
Фото автора
Все права защищены