Документы

  • 11 Апреля, 2014
Указание № 96⁄7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде и занятости»
Текст
 

Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Республики Мордовия

УКАЗАНИЕ

11.04.2014   № 96⁄7

Саранск

Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде и занятости

Несмотря на определенную стабилизацию экономической обстановки в республике, ситуация на региональном рынке труда остается сложной.

Складывающаяся неблагоприятная ситуация в данной сфере требует принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение прав граждан на труд и занятость, повышения ответственности руководителей, должностных лиц контролирующих и уполномоченных органов за выполнение возложенных на них обязанностей по защите прав граждан на вознаграждение за труд, а также за исполнением законодательства о занятости населения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ОБЯЗЫВАЮ:

1. Межрайонных, районных и специализированного прокуроров под персональную ответственность принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением прав граждан на труд и занятость.

1.1. Обеспечить надлежащий мониторинг ситуации в сфере оплаты труда, поступление систематически обновляемой информации из территориальных органов Роструда, Росстата, УФНС, УФССП, Росреестра, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, судебных органов, органов местного самоуправления, профсоюзов и иных организаций, средств массовой информации, других возможных источников.

1.2. Сформировать реестр предприятий, имевших и имеющих задолженность по заработной плате, а также подверженных риску невыплаты заработной платы, организаций, на которых планируется массовое сокращение штатной численности, а также находящихся в предбанкротном состоянии, обеспечить регулярную его актуализацию. Взять под личный контроль ситуацию в каждой организации, имеющей задолженность по зарплате.

1.3. Установить эффективное межведомственное взаимодействие в целях исследования причин образования задолженности по зарплате, выработки конкретных мероприятий для ускорения ее ликвидации, исключить формальный подход в деятельности межведомственных рабочих групп по устранению нарушений законодательства о труде и занятости, их работу строить на основании анализа состояния законности и имеющихся проблем в данной сфере. Практиковать заслушивание на указанных рабочих группах руководителей предприятий-должников, добиваясь от них принятия действенных мер к восстановлению нарушенных прав работников.

Принимать активное участие в проводимых налоговыми органами, местными администрациями заседаниях рабочих групп, комиссий, штабов по вопросам легализации заработной платы, соблюдения дисциплины оплаты труда.

Для надлежащего взаимодействия с органами полиции и налоговыми органами в борьбе с «серым» рынком труда наладить регулярный обмен соответствующей информацией, расширить практику проведения совместных проверок.

1.4. По каждому факту несвоевременной выплаты заработной платы незамедлительно проводить проверки, обеспечив надлежащие их качество и полноту. При этом в материалах проверок должны содержаться, в том числе учредительные, кадровые и финансово-хозяйственные документы работодателей, позволяющие установить причины нарушения прав граждан, степень ответственности должностных лиц, определить наиболее эффективные меры к устранению нарушений закона. Результаты проверок оформлять справками, содержащими обоснование принятого решения и избранных мер прокурорского реагирования.

Активнее привлекать к проведению таких проверок специалистов Государственной инспекции труда в Республике Мордовия, налоговых инспекций, органов финансового контроля.

1.5. По каждому факту нарушения трудовых прав работников принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, добиваться реального восстановления нарушенных прав граждан и привлечения к административной ответственности виновных в этом юридических и должностных лиц.

При выявлении фактов осуществления дисквалифицированным руководителем деятельности по управлению юридическим лицом возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.23 КоАП РФ.

Во всех случаях давать административно-правовую оценку фактам уклонения работодателей и арбитражных управляющих от предоставления в органы статистики сведений о наличии задолженности по заработной плате. Используя весь спектр мер прокурорского реагирования, добиваться соблюдения указанными лицами требований законодательства о статистическом учете.

Активнее использовать гражданско-правовые средства защиты прав граждан на своевременную оплату и безопасные условия труда, занятость, в том числе на получение предусмотренных законом гарантий и компенсаций при увольнении, введении режима простоя, соответствие рабочих мест требованиям законодательства об охране труда и профилактику профессиональных заболеваний.

1.6. Организовать системный надзор за надлежащим осуществлением судебными приставами обязанностей по принудительному исполнению судебных решений и актов других органов о взыскании задолженности по зарплате.

В этих целях не реже одного раза в месяц изучать материалы соответствующих исполнительных производств. При выявлении фактов волокиты, неполноты реализации предоставленных приставам полномочий принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, инициировать вопрос о дисциплинарной ответственности виновных лиц.

1.7. Наладить сбор и анализ сведений о состоянии законности при осуществлении процедур банкротства на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате, в том числе посредством своевременного получения установленной законодательством о банкротстве отчетной документации арбитражных управляющих.

Регулярно проводить проверки деятельности арбитражных управляющих предприятий-должников с привлечением специалистов Росреестра.

1.8. Проводить проверки по каждому факту предстоящего высвобождения работников, введения режима неполной занятости, объявления простоя, массового предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы, для чего наладить поступление соответствующей информации из центров занятости населения и органов статистики.

В организациях, предполагающих массовые увольнения работников, имеющих значительную задолженность по заработной плате, организовывать рабочие встречи с трудовыми коллективами. При массовом сокращении штатов градообразующих и иных социально-значимых для поднадзорной территории предприятий организовывать регулярное консультирование их работников по вопросам трудового законодательства.

Принципиально реагировать на бездействие работодателей, не исполняющих обязанности по информированию центров занятости населения и органов статистики о предстоящих увольнениях, введении режима неполной занятости, объявлении простоя, наличии вакантных рабочих мест.

1.9. Обеспечить надзор за соблюдением учреждениями региональной службы занятости законодательства о занятости населения, в том числе при назначении безработным гражданам пособия по безработице, приостановке или прекращении его выплаты, регистрации и постановке на учет в качестве безработных, расходовании выделенных на реализацию предоставленных полномочий бюджетных средств, сборе информации о наличии вакантных мест.

1.10. В ходе проверок по фактам несвоевременной выплаты заработной платы особое внимание уделять выявлению в действиях должностных лиц признаков уголовно-наказуемых деяний, в том числе предусмотренных ст. ст. 145¹, 195, 196, 197, 201, 315 УК РФ, а также иных преступлений, повлиявших на состояние платежеспособности и ухудшивших ситуацию с выплатой заработной платы.

В случае получения достаточных сведений, свидетельствующих о совершении указанных преступлений, материалы проверок в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлять в следственные органы, о чем в суточный срок информировать управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

Исключить направление в следственные органы неполных материалов, а также немотивированных постановлений, вынесенных в нарушение ч. 4 ст. 7 УПК РФ.

При направлении в органы предварительного расследования указанных материалов обеспечивать наличие в них: учредительных документов организации, документов о государственной регистрации, сведений о постановке организации на налоговый учет, документов, свидетельствующих о местонахождении организации, документов об установлении, начислении и выплате заработной платы, пособий и иных выплат, приказов о приеме на работу, трудового договора (контракта), положения об оплате труда, премировании, материальном стимулировании, приказа о переводе на другую работу или перемещении, приказа о прекращении трудового договора, объяснений руководства организации, лиц, перед которыми образовалась задолженность по заработной плате, пособиям и иным выплатам об их размере, сроках и причинах образования, выписок по счетам, актов документальных исследований финансово-хозяйственной деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

1.11. В соответствии с п. 1.5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 обеспечить личный контроль за разрешением материалов указанной категории, в том числе направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прежде всего за полнотой проверочных мероприятий. С этой целью давать указания по уголовным делам и материалам доследственных проверок, находящихся в производстве органов дознания. При наличии оснований требовать от руководства органов предварительного расследования устранения выявленных нарушений федерального законодательства.

Практиковать проведение межведомственных совещаний с участием должностных лиц органов предварительного следствия, дознания, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в ходе которых рассматривать имеющиеся проблемы и недостатки по конкретным проверочным материалам и уголовным делам, а также определять пути их оперативного устранения.

1.12. В срок не позднее 5 суток с момента поступления из следственного органа материала с принятым по нему решением об отказе в возбуждении уголовного дела проверять законность и обоснованность соответствующего постановления, обращая особое внимание на установление в ходе проверки всех обстоятельств невыплаты заработной платы и иных выплат (в том числе, периода и суммы невыплаты, наличия в действиях работодателя корыстной или иной личной заинтересованности).

В случае признания решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным незамедлительно отменять соответствующее незаконное постановление следователя, реализуя полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК РФ.

По каждому факту нарушения требований ч. 4 ст. 148, ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ о своевременном направлении прокурору копий процессуальных решений, а также непредставления прокурору материалов доследственных проверок и уголовных дел незамедлительно готовить требования об устранении нарушений федерального законодательства руководителю СУ СК Российской Федерации по Республике Мордовия и руководству МВД России по Республике Мордовия.

1.13. При согласии с решением об отказе в возбуждении уголовного дела в 10-дневный срок с момента его принятия представлять соответствующий материал с заключением о законности принятого по нему решения в управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

1.14. О выявленных фактах массового нарушения прав граждан и принятых мерах реагирования незамедлительно информировать прокурора республики.

Текущую информацию о работодателях, имеющих задолженность по заработной плате, и принятых в этой связи мерах прокурорского реагирования представлять в управление по надзору за исполнением федерального законодательства еженедельно в последний рабочий день недели до 16 часов.

В срок до 7 числа каждого месяца направлять в управление по надзору за исполнением федерального законодательства сведения о принятых мерах в отношении предприятий, имеющих задолженность по заработной плате по данным Росстата.

Ежемесячно к 10 числу информировать управление по надзору за исполнением федерального законодательства о результатах работы по надзору за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью о ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел в сфере оплаты и охраны труда.

1.15. Состояние законности, результаты надзора за соблюдением законодательства о труде и занятости населения освещать в СМИ, регулярно доводить до сведения органов местного самоуправления.

2. Управление по надзору за исполнением федерального законодательства (Рябцев А. В.) обеспечить регулярное взаимодействие и обмен информацией с заинтересованными правоохранительными и контролирующими органами, региональными органами власти. Обеспечить эффективную систему контроля за работой межрайпрокуроров, в том числе по объему и содержанию представляемых в соответствии с п. 1.14 настоящего указания информаций.

2.1. Оказывать содействие межрайспецпрокурорам по привлечению к проверкам специалистов данных органов.

2.2. Повысить требовательность к межрайпрокурорам, имеющим значительный размер задолженности по заработной плате на поднадзорной территории.

При выездах в межрайспецпрокуратуры давать оценку полноте и качеству проведенных проверок законодательства об оплате труда, принятых мер прокурорского реагирования.

В случае выявления просчетов и упущений ставить вопрос об ответственности прокурорских работников, их допустивших.

2.3. Добиваться надлежащей реализации полномочий Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия и Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения, проверять их работу ежегодно.

3. Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью (Мельников В. В.) ежемесячно проводить сверки направленных правоохранительными и контролирующими органами в следственные органы материалов по фактам невыплаты заработной платы.

4. Признать утратившим силу указание прокурора республики от 25.05.2004 № 49/7 «О проверке фактов невыплаты заработной платы и иных социальных выплат», указание прокуратуры республики и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия от 18.05.2011 № 86/57 «О порядке проведения проверок по сообщениям о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий и иных установленных законом выплат».

5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей прокурора республики по направлениям деятельности.

Указание для исполнения направить во все межрайпрокуратуры и в соответствующие подразделения аппарата прокуратуры республики.

 
Прокурор Республики Мордовия    
государственный советник юстиции 2 класса   В.M. Мачинский
Распечатать Все документы