Доклады, обзоры, статистическая информация
- 26 Января 2017, 19:59
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции как одно из приоритетных направлений деятельности находится в поле зрения прокуратуры Республики Татарстан. На постоянной основе проводится мониторинг развития ситуации и анализ состояния законности в сфере противодействия коррупции. Основное внимание прокуроров сосредоточено на выявлении и пресечении правонарушений при прохождении государственной и муниципальной службы, в том числе связанных с несоблюдением требований к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, противодействии коррупции в сферах землепользования, размещения государственных заказов, использования государственного и муниципального имущества, бюджетной сфере.
В 2016 году выявлено 3441 нарушение в рассматриваемой сфере (АППГ - 5672). С целью устранения указанных нарушений принесено 1038 протестов на незаконные правовые акты (АППГ - 1079), в суды направлено 106 заявлений (АППГ - 188), внесено 1032 представления (АППГ - 2221), по постановлениям прокуроров привлечено 141 лицо к административной ответственности (АППГ - 232), объявлено 8 предостережений (АППГ-5). По материалам направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ возбуждено 64 уголовных дела (АППГ - 104).
Уменьшение количества выявляемых нарушений связано со многими факторами. Во-первых, организационные меры предпринятые государственными органами и органами местного самоуправления в предыдущий период, наработанная методика проведения проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, более детальная регламентация деятельности, в том числе взаимодействия с органами надзора и контроля.
Во-вторых, системная работа органов власти и управления по оказанию методической помощи государственным и муниципальным служащим, проведению обучающих семинаров и различных мероприятий правового просвещения, что в свою очередь способствовало уменьшению совершаемых правонарушений.
Следует констатировать, что снижение количества выявленных нарушений это не снижение активности прокуроров, а объективно складывающаяся ситуация. На снижение уровня коррупционных проявлений указывают и опрошенные респонденты в социологических опросах, разъяснительная работа (правовое просвещение через СМИ).
Последние годы характеризуются активизацией в Республике Татарстан мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях.
В частности в Республике Татарстан реализовано 3 антикоррупционных программы и реализуется 4-ая Государственная программа «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2020 годы»
За время реализации указанных программ в Республике Татарстан выстроена система координации антикоррупционной деятельности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. На всех уровнях власти созданы координационные органы в виде комиссий (советов) по противодействию коррупции; определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; в муниципальных районах и городских округах назначены помощники глав по вопросам противодействия коррупции; определен четкий круг вопросов, курируемых каждым из перечисленных субъектов профилактики коррупции.
Наблюдается активизация и повышение качества работы указанных антикоррупционных органов и лиц, ответственных за реализацию антикоррупционных мероприятий в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления в Республике Татарстан.
Благодаря реализации мероприятий предыдущих антикоррупционных программ отмечается повышение роли институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности. Так, представители общественности включены в составы антикоррупционных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих, конкурсных и аттестационных комиссий при органах публичной власти. Молодежные общественные организации и республиканские средства массовой информации стали активными участниками антикоррупционной деятельности, в результате которой в обществе формируется нетерпимость к коррупционному поведению.
В части исполнения должностными лицами обязанностей, запретов, ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, прокуратурой республики выявлено 707 (АППГ-712) нарушений, по результатам которых внесено 165 (АППГ-120) представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 457 лиц (АППГ-483). Всего по республике направлено 19 (АППГ-12) информаций в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Характерным нарушением явилось заполнение государственными и муниципальными служащими справок о доходах с не указанием достоверных данных. В частности, служащими не указываются сведения о принадлежащем им движимом и недвижимом имуществе (квартиры, дачи, земельные участки, гаражи, автомобили, моторные лодки), о доходах, связанных с работой по совместительству, с продажи имущества.
Выявлено 6 фактов не предоставления сведений о доходах.
Факты нарушения запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами не выявлялись.
В ходе проверок исполнения требований о запрете на участие в органах управления коммерческой организацией, осуществление предпринимательской деятельности, прокурорами выявлено 3 факта нарушения закона (АППГ-7).
Так, Чистопольской городской прокуратурой установлено, что избранный в 2015 году на должность глава сельского поселения Чистопольского муниципального района на основании решения общего собрания участников в 2016 году назначен на должность директора Публичного акционерного общества «Пассажирский автотранспортный комбинат» и, тем самым, осуществляет права и обязанности единоличного исполнительного органа общества.
В соответствии с частью 4.1 ст. 36 № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В силу установленного частью третьей ст. 12. 1 № 273-ФЗ требования лица, замещающие муниципальные должности, и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе, в том числе, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В целях устранения указанных нарушений в представительный орган поселения внесено представление, главе Чистопольского муниципального района направлена соответствующая информация.
Решением Совета поселения от 21.04.2016 удовлетворено заявление главы поселения об отставке с должности.
Прокурорами выявлено 3 факта нарушений, являющихся основанием для применения института утраты доверия.
Прокуратурой Пестречинского района установлено, что заместителем начальника отдела образования исполкома района в нарушение требований законодательства заключались договора возмездного оказания услуг по организации сопровождения школьных автобусов в Пестречинском районе с гр. С..
В соответствии со справкой С. за указанные услуги должностному лицу исполкома выплачено: в 2012 году – 87 тыс. руб., 2013 – 104,4 тыс. руб., 2014 – 104,4 тыс. руб., 2015 – 104,4 тыс. руб., 2016 – 17,4 тыс. руб.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководителя исполнительного комитета района внесено представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления требования прокурора удовлетворены, виновное должностное лицо освобождено от занимаемой должности и уволено в связи с утратой доверия.
Также имеются факты прекращения полномочий 4-х депутатов представительных органов местного самоуправления по аналогичным причинам.
В обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями (преступлениями) прокуроры обращаются в суды с исковыми заявлениями. В 2016 году в суды направлено 50 заявлений о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции, на сумму 6 755 тыс. руб. Удовлетворено 48 заявлений, часть находится на рассмотрении.
В порядке ст. 37 УПК РФ прокурорами направлено 64 (АППГ-104) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам их рассмотрения возбуждено 64 уголовных дела (АППГ-104).
К административной ответственности по материалам направленным прокурорами привлечено 141 лицо (АППГ-232). Виновным назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 48 838 000 руб.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции Р.Н. Латыпов
Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 2016 год
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции как одно из приоритетных направлений деятельности находится в поле зрения прокуратуры Республики Татарстан. На постоянной основе проводится мониторинг развития ситуации и анализ состояния законности в сфере противодействия коррупции. Основное внимание прокуроров сосредоточено на выявлении и пресечении правонарушений при прохождении государственной и муниципальной службы, в том числе связанных с несоблюдением требований к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, противодействии коррупции в сферах землепользования, размещения государственных заказов, использования государственного и муниципального имущества, бюджетной сфере.
В 2016 году выявлено 3441 нарушение в рассматриваемой сфере (АППГ - 5672). С целью устранения указанных нарушений принесено 1038 протестов на незаконные правовые акты (АППГ - 1079), в суды направлено 106 заявлений (АППГ - 188), внесено 1032 представления (АППГ - 2221), по постановлениям прокуроров привлечено 141 лицо к административной ответственности (АППГ - 232), объявлено 8 предостережений (АППГ-5). По материалам направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ возбуждено 64 уголовных дела (АППГ - 104).
Уменьшение количества выявляемых нарушений связано со многими факторами. Во-первых, организационные меры предпринятые государственными органами и органами местного самоуправления в предыдущий период, наработанная методика проведения проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, более детальная регламентация деятельности, в том числе взаимодействия с органами надзора и контроля.
Во-вторых, системная работа органов власти и управления по оказанию методической помощи государственным и муниципальным служащим, проведению обучающих семинаров и различных мероприятий правового просвещения, что в свою очередь способствовало уменьшению совершаемых правонарушений.
Следует констатировать, что снижение количества выявленных нарушений это не снижение активности прокуроров, а объективно складывающаяся ситуация. На снижение уровня коррупционных проявлений указывают и опрошенные респонденты в социологических опросах, разъяснительная работа (правовое просвещение через СМИ).
Последние годы характеризуются активизацией в Республике Татарстан мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях.
В частности в Республике Татарстан реализовано 3 антикоррупционных программы и реализуется 4-ая Государственная программа «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2020 годы»
За время реализации указанных программ в Республике Татарстан выстроена система координации антикоррупционной деятельности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. На всех уровнях власти созданы координационные органы в виде комиссий (советов) по противодействию коррупции; определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; в муниципальных районах и городских округах назначены помощники глав по вопросам противодействия коррупции; определен четкий круг вопросов, курируемых каждым из перечисленных субъектов профилактики коррупции.
Наблюдается активизация и повышение качества работы указанных антикоррупционных органов и лиц, ответственных за реализацию антикоррупционных мероприятий в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления в Республике Татарстан.
Благодаря реализации мероприятий предыдущих антикоррупционных программ отмечается повышение роли институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности. Так, представители общественности включены в составы антикоррупционных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих, конкурсных и аттестационных комиссий при органах публичной власти. Молодежные общественные организации и республиканские средства массовой информации стали активными участниками антикоррупционной деятельности, в результате которой в обществе формируется нетерпимость к коррупционному поведению.
В части исполнения должностными лицами обязанностей, запретов, ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, прокуратурой республики выявлено 707 (АППГ-712) нарушений, по результатам которых внесено 165 (АППГ-120) представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 457 лиц (АППГ-483). Всего по республике направлено 19 (АППГ-12) информаций в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Характерным нарушением явилось заполнение государственными и муниципальными служащими справок о доходах с не указанием достоверных данных. В частности, служащими не указываются сведения о принадлежащем им движимом и недвижимом имуществе (квартиры, дачи, земельные участки, гаражи, автомобили, моторные лодки), о доходах, связанных с работой по совместительству, с продажи имущества.
Выявлено 6 фактов не предоставления сведений о доходах.
Факты нарушения запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами не выявлялись.
В ходе проверок исполнения требований о запрете на участие в органах управления коммерческой организацией, осуществление предпринимательской деятельности, прокурорами выявлено 3 факта нарушения закона (АППГ-7).
Так, Чистопольской городской прокуратурой установлено, что избранный в 2015 году на должность глава сельского поселения Чистопольского муниципального района на основании решения общего собрания участников в 2016 году назначен на должность директора Публичного акционерного общества «Пассажирский автотранспортный комбинат» и, тем самым, осуществляет права и обязанности единоличного исполнительного органа общества.
В соответствии с частью 4.1 ст. 36 № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В силу установленного частью третьей ст. 12. 1 № 273-ФЗ требования лица, замещающие муниципальные должности, и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе, в том числе, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В целях устранения указанных нарушений в представительный орган поселения внесено представление, главе Чистопольского муниципального района направлена соответствующая информация.
Решением Совета поселения от 21.04.2016 удовлетворено заявление главы поселения об отставке с должности.
Прокурорами выявлено 3 факта нарушений, являющихся основанием для применения института утраты доверия.
Прокуратурой Пестречинского района установлено, что заместителем начальника отдела образования исполкома района в нарушение требований законодательства заключались договора возмездного оказания услуг по организации сопровождения школьных автобусов в Пестречинском районе с гр. С..
В соответствии со справкой С. за указанные услуги должностному лицу исполкома выплачено: в 2012 году – 87 тыс. руб., 2013 – 104,4 тыс. руб., 2014 – 104,4 тыс. руб., 2015 – 104,4 тыс. руб., 2016 – 17,4 тыс. руб.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководителя исполнительного комитета района внесено представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления требования прокурора удовлетворены, виновное должностное лицо освобождено от занимаемой должности и уволено в связи с утратой доверия.
Также имеются факты прекращения полномочий 4-х депутатов представительных органов местного самоуправления по аналогичным причинам.
В обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями (преступлениями) прокуроры обращаются в суды с исковыми заявлениями. В 2016 году в суды направлено 50 заявлений о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции, на сумму 6 755 тыс. руб. Удовлетворено 48 заявлений, часть находится на рассмотрении.
В порядке ст. 37 УПК РФ прокурорами направлено 64 (АППГ-104) материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам их рассмотрения возбуждено 64 уголовных дела (АППГ-104).
К административной ответственности по материалам направленным прокурорами привлечено 141 лицо (АППГ-232). Виновным назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 48 838 000 руб.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции Р.Н. Латыпов
Все права защищены
Телефон: 8(843) 291-19-25
Телефон: +7 (843) 291-18-96