Прокурор разъясняет
- 27 Июня 2022, 10:48
Становление антикоррупционного законодательства современной России неразрывно связано с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Одновременно с принятием Федерального закона в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) введены два новых состава: 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего), устанавливающую ответственность для:
- работодателя за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора;
- заказчика работ (услуг) за привлечение к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора;
- государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Чаще всего нарушение выражается в неисполнении обязанности о направлении в десятидневный срок сообщения о заключении трудового или гражданского-правового договора с бывшим служащим по последнему месту его службы либо в несоблюдении требований к форме и содержанию такого уведомления.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации указанное сообщение направляется в государственный орган (орган местного самоуправления), в котором бывший служащий проходил службу. Если данный орган реорганизован или упразднен – в орган, который осуществляет функции упраздненного органа.
Обязанность направления уведомления возникает в том случае, если с бывшим служащим заключен трудовой договор (в том числе срочный) либо договор на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью свыше 100 000 рублей в месяц и должность, которую он занимал, включена в специальный перечень должностей.
Под ними понимаются как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Информацию о специальном перечне должностей можно найти в справочных правовых системах, а также на официальных сайтах федеральных, республиканских, муниципальных органов власти в подразделе «Нормативные правовые акты по противодействию коррупции» раздела «Противодействие коррупции».
В случае, если в трудовой книжке отсутствуют сведения о занимаемой должности (указана только служба, например в органах внутренних дел) либо трудовая книжка (сведения о трудовой деятельности) не представлена, работодателю рекомендуется уточнить информацию, предложив гражданину при приеме на работу заполнить личный листок, анкету либо написать автобиографию.
Можно выяснить у соискателя, предоставлял ли он ежегодные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В случае, если такие сведения предоставлялись, уведомление необходимо направить.
При возникновении сомнений целесообразно проконсультироваться с представителями кадрового подразделения по месту бывшей службы гражданина.
Форма сообщения и требования к его содержанию определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.
Среди прочих подлежат отражению данные о дате заключения трудового (гражданско-правового) договора и срок, на который он заключен, а также должностные обязанности, исполняемые по должности.
Десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим исчисляется в календарных днях и начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Важно отметить, что требование о направлении уведомления обязательно в период двух лет с момента увольнения с должности.
Например, при трудоустройстве с 7 апреля 2022 года гражданина, занимавшего до 17 июня 2020 должность начальника управления жилищного хозяйства Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (включена в перечень), работодателю необходимо направить уведомление не позднее 18 апреля 2022 года.
Санкция статьи предусматривает следующие размеры штрафа:
- от 2 000 до 4 000 рублей для физических лиц
- от 20 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
- от 100 000 до 500 000 тысяч рублей на юридических лиц.
С учетом важности охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ отнесено к исключительной компетенции прокурора, а срок давности привлечения к ответственности составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
Следует отметить, что в 2021 году мировые судьи по постановлению прокуроров к административной ответственности по данной статье привлекли 49 лиц, которым назначено наказание в виде штрафа в общем размере свыше полутора миллиона рублей.
В каких случаях работодателю грозит ответственность за коррупционное правонарушение по ст. 19.29 КоАП РФ?
Становление антикоррупционного законодательства современной России неразрывно связано с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Одновременно с принятием Федерального закона в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) введены два новых состава: 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего), устанавливающую ответственность для:
- работодателя за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора;
- заказчика работ (услуг) за привлечение к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора;
- государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Чаще всего нарушение выражается в неисполнении обязанности о направлении в десятидневный срок сообщения о заключении трудового или гражданского-правового договора с бывшим служащим по последнему месту его службы либо в несоблюдении требований к форме и содержанию такого уведомления.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации указанное сообщение направляется в государственный орган (орган местного самоуправления), в котором бывший служащий проходил службу. Если данный орган реорганизован или упразднен – в орган, который осуществляет функции упраздненного органа.
Обязанность направления уведомления возникает в том случае, если с бывшим служащим заключен трудовой договор (в том числе срочный) либо договор на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью свыше 100 000 рублей в месяц и должность, которую он занимал, включена в специальный перечень должностей.
Под ними понимаются как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Информацию о специальном перечне должностей можно найти в справочных правовых системах, а также на официальных сайтах федеральных, республиканских, муниципальных органов власти в подразделе «Нормативные правовые акты по противодействию коррупции» раздела «Противодействие коррупции».
В случае, если в трудовой книжке отсутствуют сведения о занимаемой должности (указана только служба, например в органах внутренних дел) либо трудовая книжка (сведения о трудовой деятельности) не представлена, работодателю рекомендуется уточнить информацию, предложив гражданину при приеме на работу заполнить личный листок, анкету либо написать автобиографию.
Можно выяснить у соискателя, предоставлял ли он ежегодные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В случае, если такие сведения предоставлялись, уведомление необходимо направить.
При возникновении сомнений целесообразно проконсультироваться с представителями кадрового подразделения по месту бывшей службы гражданина.
Форма сообщения и требования к его содержанию определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.
Среди прочих подлежат отражению данные о дате заключения трудового (гражданско-правового) договора и срок, на который он заключен, а также должностные обязанности, исполняемые по должности.
Десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим исчисляется в календарных днях и начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Важно отметить, что требование о направлении уведомления обязательно в период двух лет с момента увольнения с должности.
Например, при трудоустройстве с 7 апреля 2022 года гражданина, занимавшего до 17 июня 2020 должность начальника управления жилищного хозяйства Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (включена в перечень), работодателю необходимо направить уведомление не позднее 18 апреля 2022 года.
Санкция статьи предусматривает следующие размеры штрафа:
- от 2 000 до 4 000 рублей для физических лиц
- от 20 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
- от 100 000 до 500 000 тысяч рублей на юридических лиц.
С учетом важности охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ отнесено к исключительной компетенции прокурора, а срок давности привлечения к ответственности составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
Следует отметить, что в 2021 году мировые судьи по постановлению прокуроров к административной ответственности по данной статье привлекли 49 лиц, которым назначено наказание в виде штрафа в общем размере свыше полутора миллиона рублей.
Все права защищены