Прокурор разъясняет
- 21 Ноября 2010, 20:00
В рубрику «интернет-приемная» официального сайта прокуратуры Республики Хакасия поступило обращение от гражданина, в котором он просил разъяснить нормы действующего трудового законодательства, регулирующего командировки работников: «Мы ездим в командировку в г. Красноярск на автомобиле. Время командировки составляет 30 часов без отдыха. Насколько законны с точки зрения Трудового кодекса РФ такие командировки?»
Разъясняем, что в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. В данном случае - это Министерство транспорта РФ.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобиля, требования которого обязательны при составлении графиков работы (сменности) водителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в т.ч. работающих у индивидуальных предпринимателей и иных лиц, осуществляющих перевозочную деятельность на территории России.
Положением предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели, с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Таким образом, нахождение в пути 30 часов без отдыха, безусловно, нарушение трудового законодательства.
Разъяснение норм трудового законодательства, регулирующего командировки работников
В рубрику «интернет-приемная» официального сайта прокуратуры Республики Хакасия поступило обращение от гражданина, в котором он просил разъяснить нормы действующего трудового законодательства, регулирующего командировки работников: «Мы ездим в командировку в г. Красноярск на автомобиле. Время командировки составляет 30 часов без отдыха. Насколько законны с точки зрения Трудового кодекса РФ такие командировки?»
Разъясняем, что в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. В данном случае - это Министерство транспорта РФ.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобиля, требования которого обязательны при составлении графиков работы (сменности) водителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в т.ч. работающих у индивидуальных предпринимателей и иных лиц, осуществляющих перевозочную деятельность на территории России.
Положением предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели, с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Таким образом, нахождение в пути 30 часов без отдыха, безусловно, нарушение трудового законодательства.
Все права защищены
Телефон: +7 (3902) 23-79-90