Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 10 Августа 2016, 21:50
Прокуратура края подвела итоги надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции за первое полугодие 2016 года
Текст

В 1-м полугодии 2016 г. органами прокуратуры края продолжена реализация мероприятий по противодействию коррупции, при этом, основное внимание было сконцентрировано на выявлении конфликта интересов у лиц, обязанных соблюдать антикоррупционные стандарты, фактов несоответствия расходов данных лиц их доходам, повышении эффективности противодействия коррупции в сфере расходования бюджетных средств, закупок для государственных, муниципальных нужд, приняты дополнительные меры для обеспечения реального возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, взыскания штрафов, назначенных по уголовным и административным делам.    

Проводимыми на системной основе проверками в государственных органах, органах местного самоуправления края, внебюджетных фондах, организациях различных форм собственности выявлено 7654 (АППГ-6792) нарушения закона  (+ 12,7 %), для их устранения внесено 1616 (1349) представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1016 (1349) лиц, 62 лица предостережены о недопустимости нарушений закона (5), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 89 (143) лиц, принесен 491 (471) протест, в суды направлено 118 (118) исков, рассмотрено и удовлетворено 83 иска (64), по 22 (11) направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановлениям возбуждено 22 (10) уголовных дела.

При этом, существенная активизация надзорных полномочий обеспечила рост общего количества выявленных нарушений, в том числе в сфере противодействия коррупции, государственной службы, предоставления государственных и муниципальных услуг, государственного муниципального контроля, землепользования, в бюджетной сфере.

Активизирована работа органов прокуратуры края по выявлению нарушений закона в наиболее подверженных коррупционным рискам сферах – о бюджете (350 нарушений (+ 76,7 %,  АППГ – 198), в сфере землепользования (115 нарушений (+ 10,6 %,  АППГ - 104), государственного и муниципального контроля (45 нарушений (+80%, АППГ – 25).

Количество выявленных в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд коррупционных правонарушений незначительно увеличилось (1291, + 1,9 %, АППГ - 1267). Принятие прокуратурой края мер методического и организационного характера оказало положительное влияние на существенное изменение структуры выявляемых нарушений, акцент сделан на выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, влекущих за собой реальные негативные последствия, в результате чего по направленным прокурорами материалам проверок в порядке п. 2 ч.2 ст. 37 УПК РФ возбуждено и расследуется 3 уголовных дела (АППГ - 0). Наряду с изложенным, усилия прокуроров были сконцентрированы на принятии превентивных мер и реализацию полномочий по предостережению должностных лиц о недопустимости нарушения закона, объявлено 62 предостережения (в т.ч. в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд объявлено 60 предостережений).

В результате проведения ряда плановых и внеплановых тематических проверок, направленных на повышение результативности надзорных мероприятий в части выявления коррупционных преступлений, обеспечена существенная активизация реализации прокурорами предусмотренных ч. 2                 ст. 37 УПК РФ полномочий. По материалам прокурорских проверок возбуждено 22 уголовных дела (АППГ - 10). По установленным прокурорами фактам нарушений уголовного закона причинен ущерб на общую сумму 63,9 млн. руб. (АППГ – 26,58 млн. руб.).

Нарушения, имеющие коррупционную составляющую, выявлены в социальной сфере (3),  земельной сфере (1), в сфере лесопользования (2), в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (1), также выявлено 5 фактов совершения  коммерческого подкупа, 5 фактов хищения денежных средств путем мошенничества с использованием служебного положения, 2 факта злоупотребления должностными полномочиями, совершенными из корыстной заинтересованности, 3 факта присвоения денежных средств с использованием служебного положения.

Например, в мае 2016 г. в суд направлено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ, возбужденное 30.07.2015 по материалам прокурорской проверки, направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по факту злоупотребления полномочиями первым секретарем Приморского краевого комитета общероссийской организации «Российский Союз Молодежи» в целях извлечения выгоды ЗАО «Владинстар» в результате которого, здание гостиничного комплекса в г. Владивостоке стоимостью свыше  200 млн. руб. незаконно отчуждено юридическому лицу, в результате чего общественной организации причинен ущерб на общую сумму 184 млн. 300 тыс. руб. В ходе расследования уголовного дела в целях возмещения ущерба, причиненного преступление, на указанный гостиничный комплекс наложен арест. 

В ходе осуществления надзорных мероприятий органами прокуратуры края выявлено 4336 (АППГ – 3774) нарушений ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции, допущенные, в том числе, 2330 (АППГ - 2273) государственными, 1037 муниципальными служащими (АППГ - 1099), 1 (АППГ - 42) лицом, замещающим государственную должность Приморского края, 583 (АППГ - 50) лицами, замещающими муниципальные должности, 378 (АППГ - 310) работниками учреждений. Принят комплекс мер прокурорского реагирования.

В том числе установлено 8 фактов нарушения государственными и муниципальными служащими, руководителем учреждения требований законодательства о предотвращении возникновения и (или) урегулированию конфликта интересов. В целях устранения выявленных нарушений закона внесены представления.

Например, прокурором Партизанского района установлен факт конфликта интересов при распоряжении администрацией Новицкого сельского поселения земельным участком. При этом, муниципальный служащий, подавший заявление в администрацию, являясь членом комиссии по земельным вопросам и согласованию земельных участков под проектирование, строительство на территории поселения, дважды присутствовала на заседаниях комиссии и принимала участие в принятии комиссией решения о предоставлении  ей земельного участка.  Поскольку сделка по предоставлению в аренду земельного участка муниципальному служащему совершена в условиях конфликта интересов, не урегулированного в установленном порядке, прокурором Партизанского района главе Новицкого сельского поселения внесено представление (на рассмотрении), в суд предъявлено исковое заявление о признании постановлений, договора аренды земельного участка недействительными, применении последствий недействительности сделки.

Продолжена работа по предъявлению в суды края исков (заявлений), направленных на устранение нарушений законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе, изъятие в судебно-исковом порядке полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности криминальных доходов, о возмещении ущерба, причиненного бюджету всех уровней преступлениями коррупционной направленности.

В частности, горрайспецпрокурорами края в суды общей юрисдикции инициировано обращение с требованиями о возмещении ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, о признании сделок ничтожными и применении последствий недействительности ничтожной сделки, об оспаривании нормативного правового акта с целью устранения выявленного коррупциогенного фактора, о нарушениях законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными торгов, заключенных муниципальных контрактов.

При этом, анализ представляемых прокурорами сведений свидетельствует о необходимости усиления контроля за работой по реальному возмещению ущерба по предъявленным и удовлетворенным судами искам.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы 5318 (АППГ - 5556) нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления выявлено 136 (АППГ - 193)  нормативных правовых актов (132 (АППГ - 191) – приняты представительными и исполнительными органами местного самоуправления, 4 (АППГ - 2) – исполнительным органом края), содержащих 177 (АППГ - 266) коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой, из них 104 (АППГ - 168) акта противоречили закону. Принято 137 (АППГ - 184) акта прокурорского реагирования, в том числе, принесено 103 (АППГ - 161) протеста (77 – удовлетворено, 1 – отклонен, 25 - на рассмотрении), внесено 34 (АППГ - 23) требования об изменении нормативного правового акта (23 - удовлетворены; 1 – отклонено, 10 - на рассмотрении), в суд направлено 2 (АППГ - 8) заявления (удовлетворены, 1 – по отклоненному в 4-м квартале 2015 г. требованию об изменении НПА, 1 – в связи с длительным бездействием по исключению коррупциогенного фактора по требованиям принесенного протеста).

Анализ работы органов прокуратуры края в данном направлении свидетельствует о наметившейся с 2015 г. тенденции снижения выявляемых органами прокуратуры нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, их проектов (в 1-м полугодии 2016 г. выявлено 136 НПА (АППГ - 193), содержащих 177 коррупциогенных факторов (АППГ - 266),  116 проектов (АППГ - 170), содержащих 169 коррупциогенных факторов (АППГ - 283), что обусловлено принятием органами местного самоуправления действенных мер по устранению нарушений, связанных с ненадлежащей организацией работы по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, их проектов в соответствии с             п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования. Так, в целях устранения таких нарушений закона в 2015 г. горрайспецпрокурорами края было внесено 78 представлений, в 1-м полугодии 2016 г. – 6.

Между тем, данная деятельность нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе в части более активного привлечения институтов гражданского общества.

В результате реализации дополнительных мер координирующего, организационного, методического и практического характера активизирована деятельность правоохранительных органов края по противодействию наиболее опасным коррупционным проявлениям, имеющим повышенную значимость, усилен надзор за оперативно – розыскной деятельностью в данной сфере.

Значительная часть усилий по борьбе с коррупцией была сосредоточена на выявлении фактов коммерческого подкупа, взяточничества, мошенничества с использованием служебного положения, коррупционных преступлений, совершаемых в крупном, особо крупном размере, в сфере ЖКХ, лесной отрасли и иных наиболее подверженных коррупционным рискам отраслях.

При некотором снижении общего количества выявленных преступлений (с 249 до 226, - 9,2 %) количество лиц, их совершивших осталось практически на уровне 1-го полугодия 2015 г. (146 против 153), а количество установленных дополнительных эпизодов снизилось на 25,5% (со 108 до 86 преступлений), что свидетельствует о смещении акцентов в работе на достижение более высоких качественных, а не количественных результатов и совершенствовании деятельности правоохранительных органов в указанном направлении.

Сокращение числа установленных фактов получения взяток и дачи взяток связано не только с наличием ряда проблем в организации оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел края, но и с реализацией ранее запланированных мероприятий по исключению формирования показателей работы правоохранительных органов за счет выявления мелких взяток, том числе дополнительных эпизодов преступной деятельности должностных лиц, осуществляемой длительный период времени, при наличии информации о совершении более тяжких и значимых преступлений.

Установлено 13 фактов взяточничества, совершенных в значительном размере (АППГ – 15), 6 – в крупном размере (АППГ – 5), 1 – в особо крупном размере (АППГ – 1).

В 1-м полугодии 2016 г. на территории края выявлено 52 преступления, совершенные в крупном (37) и особо крупном размерах (15) (в 1-м полугодии 2015 г. на территории края выявлено 54 коррупционных преступления, совершенные в крупном размере, 5 – в особо крупном размере).

В 1-м полугодии 2016 г. в сфере торговли выявлено 10 коррупционных преступлений (за весь 2015 г. – 6), в лесной сфере – 5 (за весь 2015 г. - 3), в сфере земельных отношений – 4 (за весь 2015 г. – 4), в бюджетной сфере – 48                 (АППГ - 48).

В связи со снижением результативности работы правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений в сферах миграции, ЖКХ, образования, здравоохранения, а также фактов взяточничества принят ряд дополнительных мер по активизации оперативно – розыскной деятельности в указанных направлениях.

В 1-м полугодии 2016 г. зарегистрировано 42 коррупционных преступления, совершенных в составе организованных преступных групп (АППГ – 28).

Продолжена практика возбуждения уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершенных спецсубъектами (6 уголовных дел в отношении 5 лиц) против 2-х уголовных дел, 2 лиц за 1-е полугодие 2015 г.

По направленным в 1-м полугодии 2016 г. в суд уголовным делам о коррупционных преступлениях сумма материального ущерба составила 514 млн. 501 тыс. руб. (АППГ- 478 млн. 41 тыс. руб.).

По ходатайствам следственных органов судами края принято 53 решения о наложении ареста на имущество обвиняемых по уголовным делам о коррупционных преступлениях, для устранения нарушений законодательства руководителям следственных органов направлено 5 информаций, которые рассмотрены и удовлетворены.

В 1-м полугодии 2016 г. следственными органами возбуждено 223 уголовных дела (АППГ - 248) о 226 коррупционных преступлениях.

В результате принятых мер в 1-м полугодии 2016 г. по инициативе следственных органов судами края в отношении 20 подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (АППГ - 16), в отношении 12 – в виде домашнего ареста (АППГ - 17), в отношении 1 – в виде денежного залога  (АППГ – 1).

По результатам предварительного следствия в суд для рассмотрения по существу направлено 114 уголовных дел в отношении 121 лица (АППГ – 101 уголовное дело в отношении 110 лиц). После отмены постановлений о приостановлении предварительного следствия уголовные дела в суд не направлялись (АППГ – 0).

В отчетном периоде судами края постановлены обвинительные приговоры по 95 уголовным делам в отношении 104 лиц (АППГ - 75 дел в отношении 77 лиц).

По результатам рассмотрения 39 уголовных дел в отношении 41 лица судами края на основании ст. 104.1 УК РФ и ст. 81 УПК РФ приняты решения об обращении денежных средств, являющихся предметом преступления, в собственность государства (АППГ - 35 дел в отношении 35-ти лиц).

Для повышения эффективности и качества работы в сфере противодействия коррупции в 1-м полугодии 2016 г. отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции приняты дополнительные меры организационного и методического характера. 

Распечатать