Новости

Интервью прокурора Ставропольского края Юрия Немкина к Международному дню борьбы с коррупцией
Текст
1 Изображения

Во всем мире 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Немалую роль на поприще борьбы с таким явлением играют органы прокуратуры. В этот день прокурор Ставропольского края Юрий Немкин подробно рассказал «Аргументы и Факты-Северный Кавказ» о работе возглавляемого ведомства по противодействию коррупции.

– Юрий Александрович, расскажите, как эта памятная дата появилась в календаре и каким образом к ней причастна наша страна?

– Международный день борьбы с коррупцией отмечается в России с 2004 года. 9 декабря 2003 года была открыта для подписания Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Именно тогда Российская Федерация ее подписала, а 8 марта 2006 года документ ратифицирован в федеральном парламенте.

Какие основные задачи у государства в сфере борьбы с коррупцией?

Опыт антикоррупционной работы нашего государства накапливается с царских времен, начиная с издания Судебника 1550 года, признавшего «мздоимство» уголовным преступлением.

В соответствии с нашей действующей Конституцией и ключевым нормативным правовым актом в этой сфере – Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Россия является правовым государством, которое относит коррупцию к числу нетерпимых явлений, признает незаконными все формы ее проявления.

Основными целями остаются обеспечение принципа неотвратимости наказания за акты коррупции и возмещение государству причиненного незаконными действиями ущерба.

– Расскажите, какова роль прокуратуры в борьбы с коррупцией?

– В соответствии с действующим законодательством прокуроры всех уровней координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализовывают иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Прокуратура по сути является центральным органом, ответственным за противодействие этому явлению.

Многие полагают, что противодействие коррупции – это только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, поддержание в суде государственного обвинения по уголовным делам коррупционной направленности. Однако это лишь один из элементов, составляющих общее понятие противодействия коррупции.

Органы прокуратуры в настоящее время, помимо участия в уголовном преследовании за коррупцию, занимаются ее предупреждением, профилактикой, а также минимизацией и ликвидацией ее последствий. Вот всем этим комплексом вопросов от рядовой проверки справок о доходах чиновников до изъятия у них незаконно нажитых «дворцов» и занимается надзорное ведомство.

– Расскажите подробней о полномочиях прокурора в сфере противодействия коррупции.

– Помимо надзора за оперативными подразделениями правоохранительных органов, обязанными выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать факты коррупционной деятельности, за следственными органами, осуществляющими расследование коррупционных преступлений, а также помимо поддержания государственного обвинения в суде, прокуроры реализуют полномочия по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства всеми должностными лицами: от руководителей частных и государственных коммерческих организаций до глав муниципальных образований и министров.

Основным приоритетом является соблюдение чиновниками антикоррупционных стандартов поведения. Среди них: обязанность полно и достоверно сообщать о своих доходах и имуществе, о понесенных расходах, не допускать ситуаций, когда личная заинтересованность должностных лиц влияет на объективное исполнение ими своих обязанностей.

Среди наиболее эффективных методов борьбы с коррупционерами – лишение их возможности распоряжаться преступно нажитыми деньгами и другими активами.

Также нельзя обойти стороной и осуществляемую органами прокуратуры антикоррупционную экспертизу всех нормативных правовых актов и их проектов как исключение предпосылок к возникновению коррупционных казусов.

– Сколько и каких коррупционных нарушений выявлено прокуратурой в этом году? Какие нарушения преобладают?

– Наиболее наглядно результаты прокурорских проверок складываются не из общего количества выявленных нарушений антикоррупционного закона, а из численности выявленных должностных лиц, их допустивших.

Так, в текущем году их уже свыше 1000. Около 800 лиц из них по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечены к дисциплинарной ответственности, 35 лиц лишились своих постов и должностей в связи с утратой доверия.

Наиболее часто прокуроры выявляют случаи искажения чиновниками сведений о своих доходах и имуществе, более 900 государственных и муниципальных служащих допустили такие нарушения.

На втором месте в регионе – неурегулированный конфликт интересов, на третьем – незаконное участие в предпринимательской деятельности.

– Изучение в прокуратуре справок о доходах как-то помогает правоохранительным органам разоблачать коррупцию?

– Конечно, обязанность представлять достоверные и полные сведения о доходах также является действенным способом профилактики коррупции. Тщательная проверка таких сведений позволяет выявить существенные нарекания, именно свидетельствующие о возможных коррупционных проявлениях.

К примеру, одной из таких проверок установлено, что работницей министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в ходе декларационной кампании представлены сведения о получении ею якобы от родственников материальной помощи на сумму свыше 70 млн рублей.

Указанные обстоятельства вызвали обоснованные сомнения в законности происхождения этих денежных средств, что повлекло за собой более пристальное внимание к деятельности госслужащей. В результате установлено, что она в составе организованной группы подделывала документы и таким образом похитила бюджетные средства в сумме свыше 106 млн рублей, выделенные на переселение граждан из Херсонской области. По иску прокуратуры края чиновница уволена в связи с утратой доверия. За совершение преступления приговором суда она осуждена к реальному лишению свободы. В целях возмещения причиненного преступлением ущерба у бывшей чиновницы и ее соучастников уже изъято и арестовано имущества на 56,3 млн рублей.

– А прокурор наделен полномочиями по самостоятельному выявлению коррупционных преступлений?

– Из-за специфики коррупционных преступлений и их высокой латентности выявить их крайне сложно, поскольку, как правило, в достижении незаконного результата заинтересованы обе стороны.

Например, выявить кражу, разбой или насильственное преступление гораздо проще, потому что есть потерпевший, который рассказывает обстоятельства, изобличает причастных лиц, поскольку он заинтересован в благоприятном для себя исходе и наказании виновных. Другое дело – взятка: взяткополучатель и взяткодатель, наоборот, заинтересованы в том, чтобы совершение преступления осталось в тайне.

Получатель заинтересован в обогащении, а взяткодатель — в оказанной ему за это услуге. Потому в большинстве случаев такие преступления выявляются негласно органами, которые занимаются оперативно-разыскной деятельностью.
Вместе с тем в текущем году прокуроры в регионе выявили свыше 20 преступлений коррупционной направленности, в основном в особо значимых сферах, таких как реализация национальных проектов, госзакупки. В основном это вскрытые прокурорскими проверками факты хищения бюджетных средств.

К примеру, прокурором города Ессентуки в текущем году выявлен факт многомиллионного хищения при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» в рамках исполнения муниципального контракта по благоустройству сквера в центре города Ессентуки. Расследование уголовного дела до настоящего времени не завершено.

Раз уж мы подошли к вопросам, связанным с коррупционной преступностью, хотелось бы обсудить общие результаты такой работы. Сколько таких преступлений выявлено?

– В текущем периоде 2025 года правоохранительными органами региона выявлено 395 преступлений коррупционной направленности.

Если говорить о структуре коррупционных преступлений, то, как и прежде, большую их часть составляет взяточничество как наиболее опасное проявление коррупции – 176 таких фактов. Значительную часть составляют мошенничества и присвоения (растраты), совершенные лицами с использованием своего служебного положения — 165 фактов.

Активнее в текущем году факты подкупа выявляются в бизнес-среде. Если в прошлом году выявлено только 12 преступлений, предусмотренных статьей 204 УК РФ (коммерческий подкуп), то в текущем году вскрыто уже
30 таких фактов.

– Ведется ли статистика, какой самый крупный размер взятки в этом году в Ставропольском крае? Кто ее получил?

– Самая крупная взятка в этом году превысила 11 млн рублей. Незаконное вознаграждение получено несколькими должностными лицами.

В настоящее время расследование уголовного дела находится на первоначальном этапе, устанавливается причастность всех возможных фигурантов. Разглашение данных об участниках преступления может негативно отразиться на расследовании, в связи с чем от комментариев о том, кто получил взятку, за что и при каких обстоятельствах, в настоящее время воздержусь.

Работа прокуратуры по противодействию коррупции осуществляется гласно, поэтому обо всем узнаете в свое время на официальных площадках прокуратуры края в сети «Интернет».

Скажите, причиненный бюджету ущерб от коррупции как-то возвращается государству?

– Безусловно, взыскание ущерба от коррупционных преступлений – это один из основных приоритетов нашей работы. Эффективное расследование коррупционного преступления не может сводиться только к установлению виновных. В обязательном порядке принимаются исчерпывающие меры по возмещению вреда как на стадии расследования уголовных дел, так и при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Реализованные в последние годы правоохранительными органами при координирующей роли прокурора мероприятия позволили заметно активизировать деятельность, направленную на установление реального материального положения обвиняемых и подозреваемых.

Причиненный преступлениями коррупционной направленности материальный ущерб в текущем году установлен в размере 187,5 млн рублей. Обвиняемыми добровольно погашен ущерб на сумму 22,2 млн рублей, также у них изъято имущество, деньги и иные ценности на сумму 95,1 млн рублей. Стоимость имущества, на которое наложен арест, составила 328,2 млн рублей.

Прокуроры активно реализуют свои полномочия по возмещению ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, в истекшем периоде 2025 года в суды предъявлены иски о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции, на сумму свыше 118 млн рублей, из них к настоящему моменту уже удовлетворены требования надзорного ведомства на сумму более 114 млн рублей.

– Предусмотрены ли законодательством механизмы изъятия у коррупционеров имущества, которое им явно не по карману и наверняка получено вследствие злоупотребления своим положением, но при этом факт совершения преступления не установлен?

– Да, конечно. Особое внимание нами уделяется вопросам обращения в доход государства имущества, приобретенного чиновниками на неподтвержденные доходы.

Обращение в пользу государства тех активов чиновников, которые были ими приобретены вследствие коррупционных злоупотреблений и использования своего служебного положения, является одной из наиболее действенных мер ответственности за коррупционное поведение.

К примеру, в ноябре текущего года мной в Хамовнический районный суд города Москвы направлен иск об обращении в доход Российской Федерации незаконно полученного имущества бывшего главы Предгорного округа, его семьи и доверенных лиц, а также о взыскании компенсации стоимости незаконно изъятой из муниципальной собственности в результате деятельности чиновника земли, реализованной добросовестным приобретателям.

В случае существенного расхождения расходов чиновника с его доходами, он обязан доказать законность происхождения тех средств, за счет которых им совершены сделки по приобретению дорогостоящего имущества. В противном случае такие активы в судебном порядке по искам прокуроров изымаются.

По этому основанию в суды региона в текущем году предъявлены иски об обращении в доход государства объектов недвижимости на общую сумму свыше 19 млн рублей.

Нельзя не отметить, что подобным образом нами также взыскиваются незаконно полученные служащими денежные средства.

Так, в ходе проверок справок о доходах прокуроры дополнительно проверяют сумму денежных средств, поступивших на банковские счета служащих и членов их семей, а в случае если такая сумма превышает совокупный доход семьи за 3 года, мы инициируем перед организацией, где проходит службу проверяемое лицо, процедуру контроля за законностью получения денежных средств. В ходе этой процедуры служащий должен объяснить источник происхождения средств и доказать законность их получения, в противном случае мы выходим в суд с исковыми заявлениями об обращении в доход государства незаконно полученных денежных средств.

В текущем году прокуратурой края в суды предъявлено 13 таких исков на сумму более 65 млн рублей, из которых 10 уже удовлетворено на сумму свыше 21 млн рублей.

– Хорошо, суды удовлетворяют ваши исковые заявления, а как фактически имущество и денежные средства взыскиваются в доход государства?

– Если говорить о реальном взыскании в доход Российской Федерации имущества, то этому способствуют обеспечительные меры, принимаемые судами по инициативе прокуроров на стадии предъявления и рассмотрения исков, а также работа службы судебных приставов и регионального управления Росимущества, осуществляемая под нашим надзорным сопровождением.

– И в завершение. Юрий Александрович, насколько граждане и общественность в целом вовлечены в борьбу с коррупцией?

– Если кратко, то борьба с коррупцией – дело каждого! Вклад общественности в работу по противодействию коррупции имеет большое значение.

Поэтому хочу подчеркнуть, что любой гражданин, которому стало известно о конкретных фактах возможных коррупционных нарушений, обязан обратиться в правоохранительные органы и органы прокуратуры. 

Но дело не только в сообщении об уже свершившихся фактах коррупции, а в формировании новой модели поведения общества, где каждый должен чувствовать ответственность за свои поступки.

Сегодня ты даешь взятку за получение водительского удостоверения, чем подвергаешь опасности других граждан, пренебрегая установленными нормами, правилами и законами, в том числе морально-нравственными, а завтра тебя оперирует хирург с «купленным» дипломом, где уже в подобного рода опасности находишься ты сам.

Таких примеров масса, они разные, а вот последствия этого всегда одинаковые.

Распечатать Архив новостей