Прокурор разъясняет
- 20 Июля 2016, 17:00
Бюджетная ответственность является одним из видов юридической ответственности, наступающей в случае совершения бюджетного нарушения. Порядок, основания привлечения лиц, допустивших подобные нарушения к названному виду ответственности, а также применяемые виды наказаний определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ). При этом, отдельные «процедурные моменты» также урегулированы иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Участниками правоотношений в области бюджетной ответственности являются исключительно участники бюджетного процесса в зависимости от уровня бюджета: финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, а также Федеральное казначейство. Таким образом, лица, не являющиеся участниками бюджетных правоотношений (бюджетные и автономные учреждения, юридические лица и некоммерческие организации - получатели субсидий), не являются субъектом бюджетной ответственности, в связи с чем к данному виду ответственности не подлежат привлечению.
Основанием для привлечения лица к бюджетной ответственности является совершение им бюджетного нарушения. Статьями 306.4 - 306.8 БК РФ определен исчерпывающий перечень бюджетных нарушений, к которым отнесены: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Необходимо отметить, что определение бюджетных нарушений отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации, соответственно, иными актами, кроме Федеральных законов, последние определяться не могут.
Совершение бюджетного нарушения влечет привлечение лица его допустившего к бюджетной ответственности и применение к нему бюджетных мер принуждения, к которым относятся: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета, приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Также как и в случае с видами бюджетных нарушений, установление бюджетных мер принуждения относиться к исключительной компетенции Российской Федерации.
Как было указано выше, процедура применения бюджетных мер принуждения определяется каждым бюджетом бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно. При этом, общие вопросы урегулированы БК РФ.
Так, решение о применении бюджетных мер принуждения находится в исключительной компетенции финансового органа (Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, финансовое управление муниципального образования), а непосредственное применение таких мер осуществляется Федеральным казначейством и подведомственными ему территориальными органами. При этом, обязательным условием применения бюджетных мер принуждения является поступление в финансовый орган уведомления о применении бюджетных мер принуждения от органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Порядок исполнения бюджетных мер принуждения применительно к участникам бюджетного процесса исполнения федерального бюджета установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н, а бюджета Хабаровского края приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.04.2014 № 57П.
Кроме того, необходимо отметить, что привлечение лица к бюджетной ответственности не исключает возможности при наличии правовых оснований привлечения последнего к иным видам юридической ответственности, например, административной или уголовной.
Бюджетная ответственность: основания и порядок привлечения
Бюджетная ответственность является одним из видов юридической ответственности, наступающей в случае совершения бюджетного нарушения. Порядок, основания привлечения лиц, допустивших подобные нарушения к названному виду ответственности, а также применяемые виды наказаний определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ). При этом, отдельные «процедурные моменты» также урегулированы иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Участниками правоотношений в области бюджетной ответственности являются исключительно участники бюджетного процесса в зависимости от уровня бюджета: финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, а также Федеральное казначейство. Таким образом, лица, не являющиеся участниками бюджетных правоотношений (бюджетные и автономные учреждения, юридические лица и некоммерческие организации - получатели субсидий), не являются субъектом бюджетной ответственности, в связи с чем к данному виду ответственности не подлежат привлечению.
Основанием для привлечения лица к бюджетной ответственности является совершение им бюджетного нарушения. Статьями 306.4 - 306.8 БК РФ определен исчерпывающий перечень бюджетных нарушений, к которым отнесены: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Необходимо отметить, что определение бюджетных нарушений отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации, соответственно, иными актами, кроме Федеральных законов, последние определяться не могут.
Совершение бюджетного нарушения влечет привлечение лица его допустившего к бюджетной ответственности и применение к нему бюджетных мер принуждения, к которым относятся: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета, приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Также как и в случае с видами бюджетных нарушений, установление бюджетных мер принуждения относиться к исключительной компетенции Российской Федерации.
Как было указано выше, процедура применения бюджетных мер принуждения определяется каждым бюджетом бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно. При этом, общие вопросы урегулированы БК РФ.
Так, решение о применении бюджетных мер принуждения находится в исключительной компетенции финансового органа (Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, финансовое управление муниципального образования), а непосредственное применение таких мер осуществляется Федеральным казначейством и подведомственными ему территориальными органами. При этом, обязательным условием применения бюджетных мер принуждения является поступление в финансовый орган уведомления о применении бюджетных мер принуждения от органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Порядок исполнения бюджетных мер принуждения применительно к участникам бюджетного процесса исполнения федерального бюджета установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н, а бюджета Хабаровского края приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.04.2014 № 57П.
Кроме того, необходимо отметить, что привлечение лица к бюджетной ответственности не исключает возможности при наличии правовых оснований привлечения последнего к иным видам юридической ответственности, например, административной или уголовной.
Все права защищены
Телефон: +7 (4212) 31-39-65