Прокурор разъясняет

  • 07 Июня 2016, 17:00
Халатное отношение граждан к сохранности принадлежащих им денежных средств влечет совершение в отношении преступлений
Текст

Ежемесячно прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска в суд для рассмотрения по существу направляются уголовные дела о преступлениях, связанных с хищением денежных средств со счетов банковских карт граждан.

Наряду с хищениями денежных средств посредством услуги «Мобильный банк», связанными с неуведомлением Банка гражданами, прекратившими использовать абонентские номера, к которым подключена данная услуга, и перешедшим другим абонентам, которые автоматически получают вместе с абонентским номером доступ к «Мобильному банку» и находящимся на счетах денежных средствах, в 2016 году участились случаи хищения денежных средств со счетов посредством услуги «Сбербанк Онлайн». Так, Клиенту Банка по телефону предлагают для перевода на их счет денежных средств в счет оплаты, сообщить номер банковской карты, подключить услугу «Сбербанк Онлайн», после чего, сообщить пришедший в CMC-сообщении пароль. При этом предпосылкой к их совершению является, в том числе, халатное отношение самих потерпевших к сохранности принадлежащих им денежных средств.

Так, согласно «Условиям использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» (далее Условия), клиент обязуется информировать Банк об изменении данных, указанных в заявлении в течение 7 календарных дней с даты их изменения.

Согласно Условиям, Держатель обязуется ознакомиться с мерами безопасности (в части услуги «Мобильный банк») и неукоснительно их соблюдать. Держатель обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуги «Мобильный банк».

Держатель обязан информировать Банк о прекращении использования номера мобильного телефона, подключенного к услуге «Мобильный банк».

Согласно Условий, услуга «Мобильный банк» по карте предоставляется до:

получения заявления Держателя об отключении номера телефона от услуги «Мобильный банк»;

отключения услуги «Мобильный банк» Держателем через устройства самообслуживания при наличии технической возможности;

получения заявления Держателя о расторжении Договора.

При неисполнении Держателем Условий у Банка отсутствуют основания для зачисления/возврата/возмещения на счет карты оспариваемой суммы.

В соответствии с «Условиями использования услуги «Сбербанк Онлайн» Клиент:

соглашается, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогами собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и /или одноразовым паролем, признаются Сторонами равнозначными документам на бумажном носители и могут служить доказательством в суде;

несет ответственность по операциям, совершенным с использованием кодов, сформированных на основании его биометрических данных, постоянного пароля, одноразовых паролей;

обязуется ознакомиться с мерами информационной безопасности, размещенными в Руководстве клиента «Сбербанк Онлайн» и на сайте банка, а также неукоснительно их соблюдать.

Таким образом, если спорная операция совершена с использованием персональных средств доступа (логин, постоянный или одноразовый пароли), Банк не имеет оснований для возврата денежных средств, поскольку, в соответствии со ст.854 Гражданского кодекса РФ списание денежных средств со счета осуществляется только на основании распоряжения клиента, т.е. лица, на чей счет перечислены денежные средства, либо, на основании решения суда.

​​​​​​​

Распечатать