Гражданское законодательство
- 31 Марта 2021, 04:00
Для наступления ряда определенных юридических последствий (получение пенсии, социальной помощи, распоряжение имуществом и т.д.) необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим.
Признание лица безвестно отсутствующим производится в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц (родственники, кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д.)
При этом необходимо, чтобы в течение года не было сведений о месте жительства и пребывания гражданина.
В соответствии со ст. 277 Гражданского кодекса РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.
В числе таких обстоятельств могут быть сведения об:
- отсутствии данных о намерении лица уехать и причин для сокрытия своего отъезда, ухода из дома на длительное время, перемены места жительства;
-отсутствии заболевания, которое может обусловить внезапную/ скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие по месту жительства и работы личных вещей, денежных средств без которых гражданин не может обойтись длительное время;
- исчезновением с автотранспортном;
- безвестное отсутствие лиц, младше 18 лет;
- наличие длительный острых конфликтов в семье;
- любые иные сведения.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
Таким образом, еще до подачи заявления необходимо предпринять действия, направленные на поиск сведений о гражданине и свидетельствующие об их безрезультатности.
Однако, зачастую возможности заявителей по сбору доказательств отсутствия ограничены и сводятся лишь к обеспечению явки свидетелей.
В этой части Верховный суд Российской Федерации указал, что в обязанности суда входит истребование сведений о гражданине.
Так, согласно ст. 278 ГК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им (ст.279 ГК РФ).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина (ст. 280 ГК РФ).
О механизме признания гражданина безвестно отсутствующим
Для наступления ряда определенных юридических последствий (получение пенсии, социальной помощи, распоряжение имуществом и т.д.) необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим.
Признание лица безвестно отсутствующим производится в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц (родственники, кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д.)
При этом необходимо, чтобы в течение года не было сведений о месте жительства и пребывания гражданина.
В соответствии со ст. 277 Гражданского кодекса РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.
В числе таких обстоятельств могут быть сведения об:
- отсутствии данных о намерении лица уехать и причин для сокрытия своего отъезда, ухода из дома на длительное время, перемены места жительства;
-отсутствии заболевания, которое может обусловить внезапную/ скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие по месту жительства и работы личных вещей, денежных средств без которых гражданин не может обойтись длительное время;
- исчезновением с автотранспортном;
- безвестное отсутствие лиц, младше 18 лет;
- наличие длительный острых конфликтов в семье;
- любые иные сведения.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
Таким образом, еще до подачи заявления необходимо предпринять действия, направленные на поиск сведений о гражданине и свидетельствующие об их безрезультатности.
Однако, зачастую возможности заявителей по сбору доказательств отсутствия ограничены и сводятся лишь к обеспечению явки свидетелей.
В этой части Верховный суд Российской Федерации указал, что в обязанности суда входит истребование сведений о гражданине.
Так, согласно ст. 278 ГК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им (ст.279 ГК РФ).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина (ст. 280 ГК РФ).
Все права защищены
Телефон: +7 (4162) 77-50-05