Документы
- 10 Июля, 2014
Материалы прокурорских проверок, статистические данные свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры, ситуация с выплатой заработной платы в организациях области по-прежнему остается сложной.
За 5 месяцев 2014 года задолженность по заработной плате в регионе выросла на 73% (101,9 млн. руб.), уровень регистрируемой безработицы составляет 1,6% (10 тыс. чел.).
Продолжают иметь место факты сокрытия работодателями от органов статистики информации о наличии долгов по оплате труда, выплаты ее в «конвертах», ниже минимального размера, установленного на федеральном уровне, нарушения при увольнении работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, при переходе на режим сокращенного рабочего времени или простоя.
При ежегодном привлечении к труду в регионе значительного количества иностранных работников, нарушения их прав, в том числе на своевременную и в полном объеме оплату труда, не выявляются.
Государственной инспекцией труда в области и НАО допускаются случаи ненадлежащего исполнения предоставленных полномочий, службой судебных приставов – требований исполнительных документов.
Конкурсными управляющими длительное время не взыскивается дебиторская задолженность, не устанавливается имущество должников, не проводится его инвентаризация и оценка.
Органами предварительного следствия допускаются факты волокиты при проведении доследственных проверок в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ и расследовании уголовных дел данной категории.
В целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и занятости населения, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ОБЯЗЫВАЮ:
1. Заместителей прокурора области, руководителей структурных подразделений, прокуроров городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур принять дополнительные меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и занятости населения, для этого:
1.1. На постоянной основе анализировать сведения о наличии задолженности по заработной плате, причины ее образования, эффективность деятельности контролирующих органов, состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости населения;
1.2. Обеспечить взаимодействие и обмен информацией между оперативными работниками органов прокуратуры, с правоохранительными и налоговыми органами, органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе Росфинмониторингом, Государственной инспекцией труда, Архангельскстатом, министерством труда, занятости и социального развития области, службой судебных приставов, иными уполномоченными органами, Федерацией профсоюзов области, руководителями предприятий;
1.3. Для выявления организаций-должников использовать все возможные источники информации (обращения граждан, рассматриваемые судами дела, находящиеся в производстве судебных приставов материалы, сообщения средств массовой информации и др.), практиковать организацию работы телефонов «горячей линии».
1.4. Ежемесячно получать информацию:
в органах местного самоуправления – о своевременности финансирования бюджетных учреждений в части средств, направляемых на оплату труда. В случае наличия задолженности в этих учреждениях, выяснять причины ее образования;
в органах службы занятости населения – о предприятиях, на которых в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников, либо о введении на них режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, приостановлении их деятельности. Проводить по таким фактам проверки соблюдения работодателями гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, а также требований ст. ст. 155, 157 ТК РФ в части оплаты труда;
в органах миграционной службы – об организациях, использующих труд иностранных работников, в которых проводить проверки соблюдения их прав, в том числе на оплату труда;
в службе судебных приставов – сведения об исполнении решений судов и иных актов о взыскании заработной платы. Устанавливать все решения судов, которыми удовлетворены требования арбитражных управляющих предприятий-должников о взыскании денежных средств с юридических и физических лиц в рамках процедуры банкротства. При проведении проверок соблюдения законодательства об исполнительном производстве особое внимание обращать на принятие судебными приставами своевременных мер по установлению имущества должника, его аресту, оценке и реализации, а также направлению исполнительных документов арбитражному управляющему организации, находящейся в стадии банкротства, в предусмотренных законом случаях. По наиболее проблемным исполнительным производствам данной категории предлагать создание старшими судебными приставами групп принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Не позднее 10-ти дней после выявления нарушений подготавливать и направлять проекты актов реагирования в прокуратуру области.
1.5. Не реже одного раза в полугодие истребовать сведения о задолженности по налогам, взносам в пенсионный фонд, фонд социального страхования, информацию из налоговых органов об организациях-банкротах, имеющих долги по оплате труда, а также проверять соблюдение федерального законодательства:
в органах Росстата – при формировании сведений о задолженности по заработной плате;
в органах службы занятости населения – при регистрации и постановке на учет в качестве безработных; назначении пособия по безработице, приостановке или прекращении его выплаты; осуществлении сбора информации о наличии вакантных мест, создании банков таких данных; реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, по организации общественных работ (преимущественное право у безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев), трудоустройству и обучению профессиям безработных граждан, в том числе особо нуждающихся в социальной защите граждан и несовершеннолетних, организации временных рабочих мест для трудоустройства (стажировки) выпускников системы профессионального образования, содействию малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан, организации опережающего обучения работников в случае массового увольнения, а также в части полноты осваивания и целевого использования бюджетных средств на эти цели;
в органах местного самоуправления – требование ст. 7.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части принятия участия в организации и финансировании оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; использования данными органами предоставленных полномочий по оказанию содействия органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан;
в органах полиции – в части полноты использования полномочий по выявлению фактов невыплаты заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ) при осуществлении административного производства, проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел, направлению соответствующих материалов в Государственную инспекцию труда в области и НАО и органы прокуратуры;
в деятельности работодателей – в части установления в локальных правовых актах порядка произведения индексации заработной платы, реального их исполнения (ст. 134 ТК РФ), а также оплаты труда в неденежной форме (не более, чем 20 процентов) (ст. 131 ТК РФ);
1.6. В ходе проверок, в том числе по обращениям граждан по вопросу невыплаты заработной платы в обязательном порядке оценивать состояние законности в целом на предприятии, не ограничиваясь правами одного работника, проверять соблюдение сроков выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца и в день, установленный внутренними локальными правовыми актами.
В случае невозможности выполнения работодателем – юридическим лицом обязательств по выплате заработной платы вытекающих из трудовых отношений, привлекать собственника его имущества, учредителя (участника) должника к субсидиарной ответственности, в том числе в порядке гражданского судопроизводства, в случаях, в которых федеральным законодательством предусмотрена такая ответственность
2. Прокуроров городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
2.1. В целях погашения дебиторской задолженности на предприятиях-должниках, проводить проверки соблюдения дебиторами, в том числе организациями бюджетной сферы, установленного законом порядка и сроков расчетов;
2.2. Обеспечить надлежащий надзор за деятельностью арбитражных управляющих предприятий-должников, особое внимание уделять соблюдению ими законодательства при реализации имущества, расходовании вырученных денежных средств и очередности удовлетворения требований кредиторов;
2.3. Ежемесячно истребовать информацию о наличии просроченной задолженности по оплате труда в градообразующих и иных предприятиях, представляющих особую значимость для экономики региона, а также ранее имевших долги по заработной плате. Практиковать выходы в данные организации, организовывать в них прием граждан с предварительным анонсированием данных мероприятий в средствах массовой информации;
2.4. Сформировать полный перечень предприятий (реестр), имевших и имеющих задолженность по заработной плате, а также подверженных риску ее невыплаты (в перечень последних включать организации, на которых планируется массовое сокращение штатной численности, а также находящиеся в предбанкротном состоянии). Данный перечень вести в режиме ежемесячного обновления с отражением в нем актуальных сведений (полное наименование предприятия, сумма задолженности, период ее образования, количество работников, перед которыми она имеется, дата, с которой планируется массовое сокращение штатной численности работников, количество уволенных лиц, и сумма, имеющейся перед ними задолженности по заработной плате).
Принимать меры прокурорского реагирования, направленные на предупреждение совершения повторных правонарушений в сфере оплаты труда должностными лицами организаций, ранее имевших задолженность по заработной плате. Накануне сроков выплаты заработной платы проверять возможность реального исполнения трудового законодательства на наиболее проблемных предприятиях, при наличии сведений о возможных нарушениях прав граждан на оплату труда руководителям организаций объявлять предостережения о недопустимости нарушения закона, в случае неисполнения законных требований прокурора инициировать привлечение их к установленной ответственности.
Информацию о погашении долгов по оплате труда, поступающую от предприятий, подтверждать копиями платежных ведомостей или поручений о перечислении денежных средств на счета работников в банках;
2.5. Работу межведомственных рабочих групп по погашению задолженности по заработной плате строить на основании анализа состояния законности и имеющихся проблемах в данной сфере, анализировать причины отказа в возбуждении уголовных дел по материалам доследственных проверок по фактам невыплаты заработной платы, эффективность мер прокурорского реагирования.
Заседания группы проводить с участием руководителей предприятий-должников с целью принятия мер по погашению долгов по оплате труда и пресечению фактов выплаты заработной платы в «конвертах»;
2.6. По каждому факту нарушения трудовых прав работников, при наличии оснований, привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности (ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 14.13, 14.23 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ), при повторных нарушениях – направлять материалы в суд для их дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
По каждой информации центров службы занятости области о неисполнении (ненадлежащем исполнении) работодателями требований ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» проводить проверки, в случае выявления нарушений обращаться с заявлениями в суд о понуждении их к выполнению данных обязанностей, выносить постановления о возбуждении в отношении виновных лиц административных дел по ст. 19.7 КоАП РФ.
Проверять реальное исполнение наказания лицами, привлеченными к административной ответственности. При выявлении фактов осуществления дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом возбуждать дела по ст. 14.23 КоАП РФ, направлять в судебные органы иски (заявления) о прекращении трудовых отношений.
2.7. Не подменяя функции органов Росстата, обеспечивать достоверность данных государственного статистического наблюдения о размере задолженности по заработной плате на территории региона. При наличии оснований инициировать привлечение виновных лиц, в том числе конкурсных управляющих, к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ, проверять реальное исполнение наложенных штрафов;
2.8. Активно использовать полномочия по обращению в суд в интересах граждан с заявлениями о взыскании задолженности по заработной плате, понуждении работодателей к выплате ее не ниже минимального размера, в том числе с учетом процентных надбавок, установленных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При направлении в суд исков данной категории принимать меры по их обеспечению в соответствии со ст. ст. 139, 140 ГПК РФ.
2.9. Во всех случаях невыплаты на предприятиях заработной платы свыше 2 месяцев либо частичной ее невыплаты свыше 3 месяцев проводить на них, при необходимости с участием специалистов (должностных лиц Государственной инспекции труда, органов Федеральной налоговой службы и представителей профсоюзов), проверки соблюдения сроков и порядка расчетов с работниками. Особое внимание уделять вопросам законности сделок по отчуждению основных средств предприятий-должников, находящихся в предбанкротном состоянии, использования денежных средств (на приобретение автотранспорта, мебели, офисной техники, оплаты услуг связи и т.п.), в том числе вывод их в аффилированные организации, «предприятия-однодневки» и зарубежные страны.
Материалы по выявленным фактам нарушения уголовного закона направлять в следственные органы только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 145.1, 195, 196 УК РФ). При наличии оснований организовывать по этим фактам проведение оперативно-розыскных мероприятий. Обеспечить своевременную проверку законности принятых по таким материалам решений, в случае признания их незаконными, принимать меры к их отмене;
2.10. В целях обеспечения должного учета материалов доследственных проверок, находящихся в производстве следственных органов, повышения эффективности надзора за законностью и обоснованностью принимаемых по ним процессуальных решений вести реестр (приложение № 1) с ежемесячным обновлением формируемых в нем сведений.
2.11. Ежемесячно, к 5 числу месяца, следующего за отчетным, представлять:
в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства докладные записки о состоянии законности и прокурорского надзора в сфере оплаты труда и занятости населения, в которых отражать общую и отдельно по каждой организации сумму образовавшейся и погашенной задолженности по заработной плате, причины ее образования (в т.ч. наличие дебиторской задолженности), проводимые работодателем мероприятия для ее погашения, а также принятые меры прокурорского реагирования, результат их рассмотрения, краткие фабулы возбужденных уголовных дел и дел об административных правонарушениях по частям 1, 2 ст. 5.27, ст. ст. 13.19, 14.13 и 14.23 КоАП РФ;
в отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе – о количестве предъявленных исков (заявлений) о взыскании заработной платы и их цене, результатах их рассмотрения (удовлетворено, отклонено, заключено мировых соглашений, прекращено дел в связи с добровольным удовлетворением требований), причинах отказа в удовлетворении заявленных требований, результаты обжалования судебных постановлений;
в отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью – реестр материалов доследственных проверок (приложение № 1).
3. Отделу по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью на основе поступающих от прокуроров районного звена сведений формировать сводный реестр и обеспечить его представление в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
4. Старшему помощнику прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью ежемесячно анализировать работу телефонов «горячей линии» о фактах нарушений законодательства в сфере оплаты труда, принятые по ним меры прокурорского реагирования, результаты освещать в средствах массовой информации.
5. Отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, отделу по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью до 8 числа месяца, следующего за отчетным представлять в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства справку для включения ее в итоговую докладную записку, направляемую в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
6. Указания прокурора области от 18.03.2010 № 40/7 «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и о занятости населения», от 05.04.2011 № 41/7 «О мониторинге состояния законности в сфере оплаты труда» считать утратившими силу.
Контроль за исполнением указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Указание направить прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.
Прокурор области государственный советник юстиции 2 класса В.А. Наседкин
10 Июля 2014, 23:27
Указание о дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и занятости населения
Материалы прокурорских проверок, статистические данные свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры, ситуация с выплатой заработной платы в организациях области по-прежнему остается сложной.
За 5 месяцев 2014 года задолженность по заработной плате в регионе выросла на 73% (101,9 млн. руб.), уровень регистрируемой безработицы составляет 1,6% (10 тыс. чел.).
Продолжают иметь место факты сокрытия работодателями от органов статистики информации о наличии долгов по оплате труда, выплаты ее в «конвертах», ниже минимального размера, установленного на федеральном уровне, нарушения при увольнении работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, при переходе на режим сокращенного рабочего времени или простоя.
При ежегодном привлечении к труду в регионе значительного количества иностранных работников, нарушения их прав, в том числе на своевременную и в полном объеме оплату труда, не выявляются.
Государственной инспекцией труда в области и НАО допускаются случаи ненадлежащего исполнения предоставленных полномочий, службой судебных приставов – требований исполнительных документов.
Конкурсными управляющими длительное время не взыскивается дебиторская задолженность, не устанавливается имущество должников, не проводится его инвентаризация и оценка.
Органами предварительного следствия допускаются факты волокиты при проведении доследственных проверок в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ и расследовании уголовных дел данной категории.
В целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и занятости населения, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ОБЯЗЫВАЮ:
1. Заместителей прокурора области, руководителей структурных подразделений, прокуроров городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур принять дополнительные меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и занятости населения, для этого:
1.1. На постоянной основе анализировать сведения о наличии задолженности по заработной плате, причины ее образования, эффективность деятельности контролирующих органов, состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости населения;
1.2. Обеспечить взаимодействие и обмен информацией между оперативными работниками органов прокуратуры, с правоохранительными и налоговыми органами, органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе Росфинмониторингом, Государственной инспекцией труда, Архангельскстатом, министерством труда, занятости и социального развития области, службой судебных приставов, иными уполномоченными органами, Федерацией профсоюзов области, руководителями предприятий;
1.3. Для выявления организаций-должников использовать все возможные источники информации (обращения граждан, рассматриваемые судами дела, находящиеся в производстве судебных приставов материалы, сообщения средств массовой информации и др.), практиковать организацию работы телефонов «горячей линии».
1.4. Ежемесячно получать информацию:
в органах местного самоуправления – о своевременности финансирования бюджетных учреждений в части средств, направляемых на оплату труда. В случае наличия задолженности в этих учреждениях, выяснять причины ее образования;
в органах службы занятости населения – о предприятиях, на которых в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников, либо о введении на них режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, приостановлении их деятельности. Проводить по таким фактам проверки соблюдения работодателями гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, а также требований ст. ст. 155, 157 ТК РФ в части оплаты труда;
в органах миграционной службы – об организациях, использующих труд иностранных работников, в которых проводить проверки соблюдения их прав, в том числе на оплату труда;
в службе судебных приставов – сведения об исполнении решений судов и иных актов о взыскании заработной платы. Устанавливать все решения судов, которыми удовлетворены требования арбитражных управляющих предприятий-должников о взыскании денежных средств с юридических и физических лиц в рамках процедуры банкротства. При проведении проверок соблюдения законодательства об исполнительном производстве особое внимание обращать на принятие судебными приставами своевременных мер по установлению имущества должника, его аресту, оценке и реализации, а также направлению исполнительных документов арбитражному управляющему организации, находящейся в стадии банкротства, в предусмотренных законом случаях. По наиболее проблемным исполнительным производствам данной категории предлагать создание старшими судебными приставами групп принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Не позднее 10-ти дней после выявления нарушений подготавливать и направлять проекты актов реагирования в прокуратуру области.
1.5. Не реже одного раза в полугодие истребовать сведения о задолженности по налогам, взносам в пенсионный фонд, фонд социального страхования, информацию из налоговых органов об организациях-банкротах, имеющих долги по оплате труда, а также проверять соблюдение федерального законодательства:
в органах Росстата – при формировании сведений о задолженности по заработной плате;
в органах службы занятости населения – при регистрации и постановке на учет в качестве безработных; назначении пособия по безработице, приостановке или прекращении его выплаты; осуществлении сбора информации о наличии вакантных мест, создании банков таких данных; реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, по организации общественных работ (преимущественное право у безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев), трудоустройству и обучению профессиям безработных граждан, в том числе особо нуждающихся в социальной защите граждан и несовершеннолетних, организации временных рабочих мест для трудоустройства (стажировки) выпускников системы профессионального образования, содействию малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан, организации опережающего обучения работников в случае массового увольнения, а также в части полноты осваивания и целевого использования бюджетных средств на эти цели;
в органах местного самоуправления – требование ст. 7.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части принятия участия в организации и финансировании оплачиваемых общественных работ; временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые; ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; использования данными органами предоставленных полномочий по оказанию содействия органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан;
в органах полиции – в части полноты использования полномочий по выявлению фактов невыплаты заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ) при осуществлении административного производства, проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел, направлению соответствующих материалов в Государственную инспекцию труда в области и НАО и органы прокуратуры;
в деятельности работодателей – в части установления в локальных правовых актах порядка произведения индексации заработной платы, реального их исполнения (ст. 134 ТК РФ), а также оплаты труда в неденежной форме (не более, чем 20 процентов) (ст. 131 ТК РФ);
1.6. В ходе проверок, в том числе по обращениям граждан по вопросу невыплаты заработной платы в обязательном порядке оценивать состояние законности в целом на предприятии, не ограничиваясь правами одного работника, проверять соблюдение сроков выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца и в день, установленный внутренними локальными правовыми актами.
В случае невозможности выполнения работодателем – юридическим лицом обязательств по выплате заработной платы вытекающих из трудовых отношений, привлекать собственника его имущества, учредителя (участника) должника к субсидиарной ответственности, в том числе в порядке гражданского судопроизводства, в случаях, в которых федеральным законодательством предусмотрена такая ответственность
2. Прокуроров городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
2.1. В целях погашения дебиторской задолженности на предприятиях-должниках, проводить проверки соблюдения дебиторами, в том числе организациями бюджетной сферы, установленного законом порядка и сроков расчетов;
2.2. Обеспечить надлежащий надзор за деятельностью арбитражных управляющих предприятий-должников, особое внимание уделять соблюдению ими законодательства при реализации имущества, расходовании вырученных денежных средств и очередности удовлетворения требований кредиторов;
2.3. Ежемесячно истребовать информацию о наличии просроченной задолженности по оплате труда в градообразующих и иных предприятиях, представляющих особую значимость для экономики региона, а также ранее имевших долги по заработной плате. Практиковать выходы в данные организации, организовывать в них прием граждан с предварительным анонсированием данных мероприятий в средствах массовой информации;
2.4. Сформировать полный перечень предприятий (реестр), имевших и имеющих задолженность по заработной плате, а также подверженных риску ее невыплаты (в перечень последних включать организации, на которых планируется массовое сокращение штатной численности, а также находящиеся в предбанкротном состоянии). Данный перечень вести в режиме ежемесячного обновления с отражением в нем актуальных сведений (полное наименование предприятия, сумма задолженности, период ее образования, количество работников, перед которыми она имеется, дата, с которой планируется массовое сокращение штатной численности работников, количество уволенных лиц, и сумма, имеющейся перед ними задолженности по заработной плате).
Принимать меры прокурорского реагирования, направленные на предупреждение совершения повторных правонарушений в сфере оплаты труда должностными лицами организаций, ранее имевших задолженность по заработной плате. Накануне сроков выплаты заработной платы проверять возможность реального исполнения трудового законодательства на наиболее проблемных предприятиях, при наличии сведений о возможных нарушениях прав граждан на оплату труда руководителям организаций объявлять предостережения о недопустимости нарушения закона, в случае неисполнения законных требований прокурора инициировать привлечение их к установленной ответственности.
Информацию о погашении долгов по оплате труда, поступающую от предприятий, подтверждать копиями платежных ведомостей или поручений о перечислении денежных средств на счета работников в банках;
2.5. Работу межведомственных рабочих групп по погашению задолженности по заработной плате строить на основании анализа состояния законности и имеющихся проблемах в данной сфере, анализировать причины отказа в возбуждении уголовных дел по материалам доследственных проверок по фактам невыплаты заработной платы, эффективность мер прокурорского реагирования.
Заседания группы проводить с участием руководителей предприятий-должников с целью принятия мер по погашению долгов по оплате труда и пресечению фактов выплаты заработной платы в «конвертах»;
2.6. По каждому факту нарушения трудовых прав работников, при наличии оснований, привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности (ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 14.13, 14.23 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ), при повторных нарушениях – направлять материалы в суд для их дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
По каждой информации центров службы занятости области о неисполнении (ненадлежащем исполнении) работодателями требований ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» проводить проверки, в случае выявления нарушений обращаться с заявлениями в суд о понуждении их к выполнению данных обязанностей, выносить постановления о возбуждении в отношении виновных лиц административных дел по ст. 19.7 КоАП РФ.
Проверять реальное исполнение наказания лицами, привлеченными к административной ответственности. При выявлении фактов осуществления дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом возбуждать дела по ст. 14.23 КоАП РФ, направлять в судебные органы иски (заявления) о прекращении трудовых отношений.
2.7. Не подменяя функции органов Росстата, обеспечивать достоверность данных государственного статистического наблюдения о размере задолженности по заработной плате на территории региона. При наличии оснований инициировать привлечение виновных лиц, в том числе конкурсных управляющих, к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ, проверять реальное исполнение наложенных штрафов;
2.8. Активно использовать полномочия по обращению в суд в интересах граждан с заявлениями о взыскании задолженности по заработной плате, понуждении работодателей к выплате ее не ниже минимального размера, в том числе с учетом процентных надбавок, установленных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При направлении в суд исков данной категории принимать меры по их обеспечению в соответствии со ст. ст. 139, 140 ГПК РФ.
2.9. Во всех случаях невыплаты на предприятиях заработной платы свыше 2 месяцев либо частичной ее невыплаты свыше 3 месяцев проводить на них, при необходимости с участием специалистов (должностных лиц Государственной инспекции труда, органов Федеральной налоговой службы и представителей профсоюзов), проверки соблюдения сроков и порядка расчетов с работниками. Особое внимание уделять вопросам законности сделок по отчуждению основных средств предприятий-должников, находящихся в предбанкротном состоянии, использования денежных средств (на приобретение автотранспорта, мебели, офисной техники, оплаты услуг связи и т.п.), в том числе вывод их в аффилированные организации, «предприятия-однодневки» и зарубежные страны.
Материалы по выявленным фактам нарушения уголовного закона направлять в следственные органы только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 145.1, 195, 196 УК РФ). При наличии оснований организовывать по этим фактам проведение оперативно-розыскных мероприятий. Обеспечить своевременную проверку законности принятых по таким материалам решений, в случае признания их незаконными, принимать меры к их отмене;
2.10. В целях обеспечения должного учета материалов доследственных проверок, находящихся в производстве следственных органов, повышения эффективности надзора за законностью и обоснованностью принимаемых по ним процессуальных решений вести реестр (приложение № 1) с ежемесячным обновлением формируемых в нем сведений.
2.11. Ежемесячно, к 5 числу месяца, следующего за отчетным, представлять:
в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства докладные записки о состоянии законности и прокурорского надзора в сфере оплаты труда и занятости населения, в которых отражать общую и отдельно по каждой организации сумму образовавшейся и погашенной задолженности по заработной плате, причины ее образования (в т.ч. наличие дебиторской задолженности), проводимые работодателем мероприятия для ее погашения, а также принятые меры прокурорского реагирования, результат их рассмотрения, краткие фабулы возбужденных уголовных дел и дел об административных правонарушениях по частям 1, 2 ст. 5.27, ст. ст. 13.19, 14.13 и 14.23 КоАП РФ;
в отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе – о количестве предъявленных исков (заявлений) о взыскании заработной платы и их цене, результатах их рассмотрения (удовлетворено, отклонено, заключено мировых соглашений, прекращено дел в связи с добровольным удовлетворением требований), причинах отказа в удовлетворении заявленных требований, результаты обжалования судебных постановлений;
в отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью – реестр материалов доследственных проверок (приложение № 1).
3. Отделу по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью на основе поступающих от прокуроров районного звена сведений формировать сводный реестр и обеспечить его представление в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
4. Старшему помощнику прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью ежемесячно анализировать работу телефонов «горячей линии» о фактах нарушений законодательства в сфере оплаты труда, принятые по ним меры прокурорского реагирования, результаты освещать в средствах массовой информации.
5. Отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, отделу по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью до 8 числа месяца, следующего за отчетным представлять в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства справку для включения ее в итоговую докладную записку, направляемую в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
6. Указания прокурора области от 18.03.2010 № 40/7 «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда и о занятости населения», от 05.04.2011 № 41/7 «О мониторинге состояния законности в сфере оплаты труда» считать утратившими силу.
Контроль за исполнением указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.
Указание направить прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.
Прокурор области государственный советник юстиции 2 класса В.А. Наседкин
Все права защищены
Телефон: +7 (8182) 45-45-45
Телефон: +7 (8182) 45-45-45