Прокурор разъясняет
- 30 Ноября 2012, 19:20
Проведение свободных и демократических выборов невозможно без строгого следования требованиям законодательства. Обеспечить же исполнение закона возможно лишь путем установления эффективных инструментов юридической ответственности. Институт административной ответственности выступает одним из таких механизмов. Первоосновой для установления ответственности может выступать закон, регламентирующий проведение избирательных процедур, например Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Так, одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума. Статьей 5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Важной стадией избирательного процесса является предвыборная агитация либо агитация по вопросам референдума. Агитационный период установлен законом. Запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, к примеру, в воинских частях, военных организациях и учреждениях (п. 7 ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях..."), а также помещениях для голосования (п. 7 ст. 61 этого же Закона). Ответственность за проведение предвыборной агитации, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, предусмотрена ст. 5.10 КоАП РФ. Нельзя обойти вниманием и вопросы административной ответственности, касающиеся организации голосования, в частности незаконной выдачи гражданину избирательного бюллетеня. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 5.22 КоАП РФ, которая в редакции Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ звучит как незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, образуя в настоящее время два самостоятельных состава правонарушения: - выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ч. 1); - получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума (ч. 2). Также указанным Федеральным законом усилена административная ответственность в части увеличения суммы административного штрафа, введения нового субъекта правонарушения - избирателя, незаконно получившего бюллетень. Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. В соответствии с установленным порядком избиратель, участник референдума голосует только лично и вправе получить один бюллетень для голосования, за исключением предусмотренных законом случаев (при совмещении выборов, референдумов нескольких уровней; при выборах законодательного (представительного) органа государственной власти по мажоритарной и пропорциональной системам). Нарушение установленного порядка голосования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Учитывая тяжесть данного правонарушения, следует напомнить, что возбудить дело об административном правонарушении вправе и прокурор, что, как показывает практика, в большинстве случаев и имеет место. Ведь необходимо помнить, что для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие прокурора субъекта Российской Федерации либо генерального прокурора Российской Федерации. Важно отметить, что в соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Рассматриваются все обозначенные выше дела исключительно судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Априори дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением избирательных прав граждан, а также процедуры проведения выборов законодатель относит к компетенции мировых судей. Исключение составляют здесь дела, по которым производилось административное расследование, аналогичная позиция отражена и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 4). При этом специальной процедуры дачи согласия прокурорами регионов на привлечение членов избирательных комиссий к административной ответственности законодатель не предусматривает. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год. По данной категории возможно также проведение административного расследования. Основанием для проведения данной процедуры ст. 28.7 КоАП РФ определяет осуществление экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Например, почерковедческой экспертизы в случае, предусмотренном ст. 5.46 КоАП РФ (подделка подписей избирателей), а также опроса большого количества свидетелей, истребования документации, установления и розыска лица, совершившего правонарушение, например уничтожившего или повредившего агитационные печатные материалы (ст. 5.14 КоАП РФ).
Здравствуйте. Разъясните, какая ответственность установлена за нарушение законодательства о выборах? Ольга, г. Брянск
Проведение свободных и демократических выборов невозможно без строгого следования требованиям законодательства. Обеспечить же исполнение закона возможно лишь путем установления эффективных инструментов юридической ответственности. Институт административной ответственности выступает одним из таких механизмов. Первоосновой для установления ответственности может выступать закон, регламентирующий проведение избирательных процедур, например Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Так, одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума. Статьей 5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Важной стадией избирательного процесса является предвыборная агитация либо агитация по вопросам референдума. Агитационный период установлен законом. Запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, к примеру, в воинских частях, военных организациях и учреждениях (п. 7 ст. 53 Федерального закона "Об основных гарантиях..."), а также помещениях для голосования (п. 7 ст. 61 этого же Закона). Ответственность за проведение предвыборной агитации, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, предусмотрена ст. 5.10 КоАП РФ. Нельзя обойти вниманием и вопросы административной ответственности, касающиеся организации голосования, в частности незаконной выдачи гражданину избирательного бюллетеня. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 5.22 КоАП РФ, которая в редакции Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ звучит как незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, образуя в настоящее время два самостоятельных состава правонарушения: - выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ч. 1); - получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума (ч. 2). Также указанным Федеральным законом усилена административная ответственность в части увеличения суммы административного штрафа, введения нового субъекта правонарушения - избирателя, незаконно получившего бюллетень. Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. В соответствии с установленным порядком избиратель, участник референдума голосует только лично и вправе получить один бюллетень для голосования, за исключением предусмотренных законом случаев (при совмещении выборов, референдумов нескольких уровней; при выборах законодательного (представительного) органа государственной власти по мажоритарной и пропорциональной системам). Нарушение установленного порядка голосования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Учитывая тяжесть данного правонарушения, следует напомнить, что возбудить дело об административном правонарушении вправе и прокурор, что, как показывает практика, в большинстве случаев и имеет место. Ведь необходимо помнить, что для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие прокурора субъекта Российской Федерации либо генерального прокурора Российской Федерации. Важно отметить, что в соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Рассматриваются все обозначенные выше дела исключительно судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Априори дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением избирательных прав граждан, а также процедуры проведения выборов законодатель относит к компетенции мировых судей. Исключение составляют здесь дела, по которым производилось административное расследование, аналогичная позиция отражена и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 4). При этом специальной процедуры дачи согласия прокурорами регионов на привлечение членов избирательных комиссий к административной ответственности законодатель не предусматривает. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год. По данной категории возможно также проведение административного расследования. Основанием для проведения данной процедуры ст. 28.7 КоАП РФ определяет осуществление экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Например, почерковедческой экспертизы в случае, предусмотренном ст. 5.46 КоАП РФ (подделка подписей избирателей), а также опроса большого количества свидетелей, истребования документации, установления и розыска лица, совершившего правонарушение, например уничтожившего или повредившего агитационные печатные материалы (ст. 5.14 КоАП РФ).
Все права защищены
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45
Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.
Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре области
С понедельника по четверг: с 9.00 до 17.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Адрес:
г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д.1