Государство
- 04 Марта 2019, 15:00
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации и Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.
Федеральным законом от 07.02.2011 №4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" органы прокуратуры наделены полномочиями по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, результатов следственной работы и прокурорского надзора.
Возложение этих полномочий обусловлено необходимостью формирования достоверной государственной статистики о состоянии преступности в государстве и выработки действенных мер по противодействию ей, а также обеспечения общедоступности и открытости её данных для всех граждан.
Пунктами 3, 6 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается в том числе на принципах открытости информации о деятельности государственных органов, свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, а также достоверности информации и своевременности её предоставления.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в качестве одного из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики установлена полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
При этом в ст.1 указанного Федерального закона определена цель его регулирования – реализация единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.
В соответствии с действующим законодательством формы федерального статистического наблюдения, составляющие государственную статистическую отчетность, вводятся в действие приказами Генерального прокурора РФ. Статистические отчеты представляются соответствующими информационными центрами территориальных органов МВД России в ФКУ "ГИАЦ МВД России", которое, в свою очередь, отчитывается перед Генеральной прокуратурой РФ.
Информация, содержащаяся в формах федерального статистического наблюдения, за исключением отчетов о следственной работе и дознании, рассмотрении сообщений о преступлениях, формируется на основании сведений, содержащихся в статистических карточках, заполняемых по правилам учета преступлений.
Основополагающим организационно-распорядительным документом в этой сфере является совместный Приказ от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений", которым утверждены Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений и Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов.
Этим организационно-распорядительным документом утверждены статистические карточки, отражающие сведения о выявленном преступлении, результатах расследования преступления, о лице, совершившем преступление, движении уголовного дела, об установленной сумме материального ущерба, о результатах его возмещения и изъятия предметов преступной деятельности, о потерпевшем, о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.
Учету в соответствии с требованиями Инструкции подлежит каждое преступление, а основаниями учета являются принятые органами предварительного расследования процессуальные решения по итогам рассмотрения сообщения о преступлении.
Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ РФ) и информационные центры территориальных органов МВД России (ИЦ) являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней. Названные базы данных формируются на основании поступивших в них статистических карточек, являющихся документами первичного учета, в которых отражаются подробные сведения об обстоятельствах преступления, его социально-криминологических характеристиках, лице, его совершившем, и потерпевшем.
Прокурор, осуществляя надзорные функции, в соответствии с Приказом проверяет соответствие реквизитов статистических карточек, поступающих от органов предварительного расследования материалам уголовного дела, своевременность их выставления и подписывает статистические карточки определенных форм.
При выявлении фактов отражения в статистических карточках несоответствующих действительности сведений, прокурор принимает меры к устранению нарушений.
В настоящее время органами прокуратуры проводятся мероприятия и по созданию государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), как средства сбора и анализа первичной статистической информации о преступности, и вводу её в эксплуатацию. Использование ГАС ПС в качестве технологической инфраструктуры должно изменить существующую ориентацию на устаревшие способы обработки статистической информации, ввести унифицированные форматы сбора данных, обеспечить интеграцию информационных ресурсов, используемых в сфере борьбы с преступностью, в том числе с данными судебной статистики.
Кроме того, в рамках реализации проекта цифровой экономики России, Генеральным прокурором Российской Федерации утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года, которая призвана обеспечить создание в органах прокуратуры цифровой инфраструктуры и реализацию на этой базе нового качества электронного взаимодействия с обществом и государственными органами.
В целях повышения открытости сведений о деятельности государственных органов по противодействию преступности портал правовой статистики (crimestat.ru) уже сейчас позволяет осуществлять выгрузку данных, в т.ч. о состоянии преступности в области, что способствует повышению прозрачности существующей отчетности.
Реализация полномочий по обеспечению достоверности уголовной статистики неразделима с надзором за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, также она тесно связана и с надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и осуществлением координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Принятые прокуратурой области меры, в т.ч. основанные на аналитических возможностях информационных технологий, позволили обеспечить достоверность показателей криминальной статистики для их использования в принятии управленческих решений и иных сферах деятельности.
Начальник отдела
правовой статистики
старший советник юстиции В.В. Бабиков
Полномочия прокуроров в сфере криминальной статистики
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации и Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.
Федеральным законом от 07.02.2011 №4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции" органы прокуратуры наделены полномочиями по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, результатов следственной работы и прокурорского надзора.
Возложение этих полномочий обусловлено необходимостью формирования достоверной государственной статистики о состоянии преступности в государстве и выработки действенных мер по противодействию ей, а также обеспечения общедоступности и открытости её данных для всех граждан.
Пунктами 3, 6 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается в том числе на принципах открытости информации о деятельности государственных органов, свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, а также достоверности информации и своевременности её предоставления.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в качестве одного из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики установлена полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
При этом в ст.1 указанного Федерального закона определена цель его регулирования – реализация единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.
В соответствии с действующим законодательством формы федерального статистического наблюдения, составляющие государственную статистическую отчетность, вводятся в действие приказами Генерального прокурора РФ. Статистические отчеты представляются соответствующими информационными центрами территориальных органов МВД России в ФКУ "ГИАЦ МВД России", которое, в свою очередь, отчитывается перед Генеральной прокуратурой РФ.
Информация, содержащаяся в формах федерального статистического наблюдения, за исключением отчетов о следственной работе и дознании, рассмотрении сообщений о преступлениях, формируется на основании сведений, содержащихся в статистических карточках, заполняемых по правилам учета преступлений.
Основополагающим организационно-распорядительным документом в этой сфере является совместный Приказ от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений", которым утверждены Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений и Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов.
Этим организационно-распорядительным документом утверждены статистические карточки, отражающие сведения о выявленном преступлении, результатах расследования преступления, о лице, совершившем преступление, движении уголовного дела, об установленной сумме материального ущерба, о результатах его возмещения и изъятия предметов преступной деятельности, о потерпевшем, о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.
Учету в соответствии с требованиями Инструкции подлежит каждое преступление, а основаниями учета являются принятые органами предварительного расследования процессуальные решения по итогам рассмотрения сообщения о преступлении.
Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ РФ) и информационные центры территориальных органов МВД России (ИЦ) являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние преступности и результаты борьбы с ней. Названные базы данных формируются на основании поступивших в них статистических карточек, являющихся документами первичного учета, в которых отражаются подробные сведения об обстоятельствах преступления, его социально-криминологических характеристиках, лице, его совершившем, и потерпевшем.
Прокурор, осуществляя надзорные функции, в соответствии с Приказом проверяет соответствие реквизитов статистических карточек, поступающих от органов предварительного расследования материалам уголовного дела, своевременность их выставления и подписывает статистические карточки определенных форм.
При выявлении фактов отражения в статистических карточках несоответствующих действительности сведений, прокурор принимает меры к устранению нарушений.
В настоящее время органами прокуратуры проводятся мероприятия и по созданию государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), как средства сбора и анализа первичной статистической информации о преступности, и вводу её в эксплуатацию. Использование ГАС ПС в качестве технологической инфраструктуры должно изменить существующую ориентацию на устаревшие способы обработки статистической информации, ввести унифицированные форматы сбора данных, обеспечить интеграцию информационных ресурсов, используемых в сфере борьбы с преступностью, в том числе с данными судебной статистики.
Кроме того, в рамках реализации проекта цифровой экономики России, Генеральным прокурором Российской Федерации утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года, которая призвана обеспечить создание в органах прокуратуры цифровой инфраструктуры и реализацию на этой базе нового качества электронного взаимодействия с обществом и государственными органами.
В целях повышения открытости сведений о деятельности государственных органов по противодействию преступности портал правовой статистики (crimestat.ru) уже сейчас позволяет осуществлять выгрузку данных, в т.ч. о состоянии преступности в области, что способствует повышению прозрачности существующей отчетности.
Реализация полномочий по обеспечению достоверности уголовной статистики неразделима с надзором за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, также она тесно связана и с надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и осуществлением координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Принятые прокуратурой области меры, в т.ч. основанные на аналитических возможностях информационных технологий, позволили обеспечить достоверность показателей криминальной статистики для их использования в принятии управленческих решений и иных сферах деятельности.
Начальник отдела
правовой статистики
старший советник юстиции В.В. Бабиков
Все права защищены
Телефон: +7 (904) 147-88-80
Телефон: +7 (3952) 253-035