Прокурор разъясняет
- 11 Августа 2009, 17:52
К одной из наиболее значимых причин, которые порождают коррупцию, следует отнести несовершенство законодательства. Издаваемые правовые акты нередко бывают низкого качества, неэффективны сами правотворческие процедуры, которые создают условия для принятия коррупционных правовых норм. Противоречивость, несовершенство, двусмысленность, серьезные пробелы в нормативных правовых актах позволяют чиновникам создавать себе выгодные условия для злоупотреблений. В этой связи Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым подписан Федеральный закон РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вступивший в силу 17 июля 2009г. Данный закон призван установить единые правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, целью которой является выявление в актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения, то есть выявление положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам, организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень органов и их должностных лиц, имеющих право на проведение такой экспертизы. К ним отнесены, в частности, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти в области юстиции. К компетенции органов прокуратуры отнесены вопросы, касающиеся: - прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; - государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской федерацией на основании федерального закона; - социальных гарантий лицам, замещающим (замещавших) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. В случае выявления нарушений (наличия коррупциогенных факторов) в нормативных правовых актах и их проектах прокуроры получили возможность вносить требования об изменении нормативного правового акта; готовить обращения в суд; составлять заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы. При этом требование прокурора обязательно для рассмотрения соответствующим органом. Подготовленные заключения, также обязательны для рассмотрения органом, принявшим нормативный акт. Вместе с тем заключение носит рекомендательный характер. В законе также предусмотрено новое понятие – независимой антикоррупционной экспертизы, которую могут проводить институты гражданского общества и граждане за счет собственных средств, по результатам которой выносить заключение с указанием на коррупциогенные факторы и предложением способов их устранения. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено. Принятие указанного закона призвано способствовать выработке единообразной позиции всех органов, осуществляющих экспертную деятельность по проверке нормативных правовых актов на наличие коррупциогенных факторов и должно привести к снижению количества правовых актов, создающих предпосылки для коррупции. Большая роль в формировании правового государства отведена общественности. С ее помощью можно достичь снижения уровня коррупции и предпосылок для ее появления.
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
К одной из наиболее значимых причин, которые порождают коррупцию, следует отнести несовершенство законодательства. Издаваемые правовые акты нередко бывают низкого качества, неэффективны сами правотворческие процедуры, которые создают условия для принятия коррупционных правовых норм. Противоречивость, несовершенство, двусмысленность, серьезные пробелы в нормативных правовых актах позволяют чиновникам создавать себе выгодные условия для злоупотреблений. В этой связи Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым подписан Федеральный закон РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вступивший в силу 17 июля 2009г. Данный закон призван установить единые правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, целью которой является выявление в актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения, то есть выявление положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам, организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень органов и их должностных лиц, имеющих право на проведение такой экспертизы. К ним отнесены, в частности, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти в области юстиции. К компетенции органов прокуратуры отнесены вопросы, касающиеся: - прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; - государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской федерацией на основании федерального закона; - социальных гарантий лицам, замещающим (замещавших) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. В случае выявления нарушений (наличия коррупциогенных факторов) в нормативных правовых актах и их проектах прокуроры получили возможность вносить требования об изменении нормативного правового акта; готовить обращения в суд; составлять заключения о результатах проведения антикоррупционной экспертизы. При этом требование прокурора обязательно для рассмотрения соответствующим органом. Подготовленные заключения, также обязательны для рассмотрения органом, принявшим нормативный акт. Вместе с тем заключение носит рекомендательный характер. В законе также предусмотрено новое понятие – независимой антикоррупционной экспертизы, которую могут проводить институты гражданского общества и граждане за счет собственных средств, по результатам которой выносить заключение с указанием на коррупциогенные факторы и предложением способов их устранения. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено. Принятие указанного закона призвано способствовать выработке единообразной позиции всех органов, осуществляющих экспертную деятельность по проверке нормативных правовых актов на наличие коррупциогенных факторов и должно привести к снижению количества правовых актов, создающих предпосылки для коррупции. Большая роль в формировании правового государства отведена общественности. С ее помощью можно достичь снижения уровня коррупции и предпосылок для ее появления.
Все права защищены
Телефон: +7 (910) 520-31-09
Email: prokuror@40.mailop.ru