Гражданское право, гражданский процесс

  • 27 Января 2012, 15:54
Прокуратура области разъясняет изменения и дополнения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в 2011 году
Текст

Одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях является охрана наиболее важных сфер общественных отношений от противоправных деяний. По своей сути закон всегда должен быть актуальным и ориентированным на перспективу. Современные условия жизни российского общества позволили пересмотреть ряд устаревших положений Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), не отвечающих предъявляемым требованиям.

В 2011 году отдельные положения КоАП РФ претерпели ряд важных дополнений и изменений, связанных с ужесточением административных наказаний, введением дополнительных составов правонарушений, увеличением сроков давности привлечения к ответственности, расширением перечня обеспечительных мер и т.д.

Особый интерес вызывают следующие новеллы законодательства об административных правонарушениях.

Так, в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности увеличены с 3 месяцев до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции с 1 года до 6 лет.

Изменение сроков давности по нарушениям отмеченной категории позволяет контролирующим органам более качественно проводить проверочные мероприятия и реализовывать один из основополагающих принципов законодательства об административных правонарушениях, состоящий в неотвратимости наказания виновных.

Кроме того, для достижения целей наказания с 27.04.2011 года срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу, увеличен с одного года до двух лет.Федеральным законом от 11.07.2011 года № 198-ФЗ в статье 27.1 КоАП РФ расширен перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В указанную статью дополнительно включена обеспечительная мера в виде залога за арестованное судно, которая состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства, чьего флага судно, денежных средств в суд, избравший данную меру.

В текущем году в особенной части КоАП РФ появилась новая статья 5.59, устанавливающая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении по признакам статьи 5.59 относится к исключительной компетенции органов прокуратуры.

Санкция данной статьи предусматривает наказание для должностных лиц, допустивших нарушения при рассмотрении обращений граждан, в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 20.07.2011 года № 250-ФЗ в главу 14 КоАП РФ включена специальная статья 14.1.1, предусматривающая административную ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Санкциями данной статьи предусмотрены более строгие наказания в виде штрафа от 3 тыс. до 1 млн. руб. с обязательным применением дополнительного наказания в виде конфискации игрового оборудования.

Правовая помощь по делам об административных правонарушениях является новеллой в законодательстве об административных правонарушениях. С 17 мая 2011 года положения КоАП РФ позволяют контрольно-надзорным органам при необходимости совершения процессуальных действий на территории иностранного государства направлять запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором РФ или на началах взаимности, которая предполагается.

Процедура оформления и направления такого запроса определена статьями главы 29.1 КоАП РФ.

В 2011 году в КоАП РФ введены более строгие штрафные санкции за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.43 (нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов), 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте), 14.16 (Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), 19.28 (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности).К примеру, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность возложения на гражданина штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. (ранее от 500 руб. до 1 тыс. руб.), на должностное лицо от 6 до 15 тыс. руб. (ранее от 1 до 2 тыс. руб.) на юридическое лицо от 150 до 200 тыс. руб. (ранее от 10 до 20 тыс. руб.).С 17.06.2011 года за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (ст. 5.43 КоАП РФ) должностному лицу грозит более строгое наказание в виде штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. (ранее от 300 до 500 руб.), юридическому лицу от 30 до 50 тыс. руб. (ранее от 3 до 5 тыс. руб.).

Федеральным законом от 18.07.2011 года № 242-ФЗ увеличен процессуальный срок, предусмотренный частью 5 ст. 29.6 КоАП РФ. С 01.08.2011 года дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судом не позднее семи суток, с момента фактического прекращения деятельности. Ранее указанный срок составлял 5 суток.

Изменение отдельных положений КоАП РФ в 2011 году частично коснулись и процедуры обжалования постановления по делу об административном правонарушении. С 01.08.2011 года постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

Анализ основных изменений законодательства об административных правонарушениях отражает стремление законодателя ужесточить меры ответственности за совершение правонарушений в наиболее важных и значимых для общества сферах жизнедеятельности, предупредить наступление более тяжких последствий.

Распечатать