Гражданское право, гражданский процесс
- 23 Декабря 2010, 16:56
На практике часто возникает вопрос о том, сохраняется ли средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения в связи с сокращением численности (штата) за пенсионерами по старости. Отказывая в выплате пособия за третий месяц, работодатели ссылаются на нормы Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым пенсионеры не могут быть признаны безработными, в связи с чем, выдача службой занятости решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, не основана на законе.
Суды Кировской области заняли позицию о законности требований уволенных пенсионеров о взыскании задолженности по выплате среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
Частью 2 ст. 178 ТК РФ предусмотрено сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен. Таким образом, основанием для вынесения решения органа службы занятости, предусмотренного ч. 2 ст. 178 ТК РФ, является своевременное (не позднее двухнедельного срока со дня увольнения), обращение уволенного работника, в том числе пенсионера, в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы и отсутствие факта трудоустройства в течение двух месяцев со дня увольнения.Из анализа данной нормы также следует, что положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того выплачивается им пенсия или нет, поскольку пенсионеры являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения Трудового кодекса РФ, в том числе предоставление установленных п. 1, 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций.
Исходя из положений Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458, не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного. Работники пенсионного возраста на регистрацию в качестве безработных не претендуют и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, на лиц, которым выплачивается пенсия по старости, распространяются гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации, в том числе сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
За защитой нарушенных трудовых прав граждане могут обратиться в прокуратуру района по месту жительства, либо в суд.
Какие выплаты предусмотрены законодательством пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности (штата)
На практике часто возникает вопрос о том, сохраняется ли средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения в связи с сокращением численности (штата) за пенсионерами по старости. Отказывая в выплате пособия за третий месяц, работодатели ссылаются на нормы Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которым пенсионеры не могут быть признаны безработными, в связи с чем, выдача службой занятости решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, не основана на законе.
Суды Кировской области заняли позицию о законности требований уволенных пенсионеров о взыскании задолженности по выплате среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
Частью 2 ст. 178 ТК РФ предусмотрено сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен. Таким образом, основанием для вынесения решения органа службы занятости, предусмотренного ч. 2 ст. 178 ТК РФ, является своевременное (не позднее двухнедельного срока со дня увольнения), обращение уволенного работника, в том числе пенсионера, в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы и отсутствие факта трудоустройства в течение двух месяцев со дня увольнения.Из анализа данной нормы также следует, что положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того выплачивается им пенсия или нет, поскольку пенсионеры являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения Трудового кодекса РФ, в том числе предоставление установленных п. 1, 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций.
Исходя из положений Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458, не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного. Работники пенсионного возраста на регистрацию в качестве безработных не претендуют и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, на лиц, которым выплачивается пенсия по старости, распространяются гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации, в том числе сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
За защитой нарушенных трудовых прав граждане могут обратиться в прокуратуру района по месту жительства, либо в суд.
Все права защищены